31.03.2011 23:24
    Поделиться

    Олег Лоран: Другого пути решения кадровой проблемы, кроме распределения выпускников медвузов, я не вижу

    В "РГ" за 18 марта с.г. главный уролог России профессор Дмитрий Пушкарь в статье "М-клиника" предложил создать в стране сеть мужских консультаций. Разговор на эту тему продолжает заведующий кафедрой урологии и хирургической андрологии Российской медицинской академии последипломного образования, член-корреспондент РАМН Олег Лоран.

    Российская газета: Олег Борисович, перепись населения России показала: нас стало меньше более чем на два миллиона. На 12 лет меньше женщин живут мужчины. В этих цифрах много слагаемых. Одно из них - уровень медицинской помощи.

    Олег Лоран: Убежден: чтобы сделать медицинскую помощь более эффективной, стоит обртаиться к тому положительному, что было в прежней службе здоровья. Вот сегодня я удалил семидесятилетнему мужчине предстательную железу, пораженную раком. Такие операции провожу чуть ли не каждый день.

    РГ: Это самoе распространенное урологическое вмешательство у мужчин?

    Олег Лоран: В прошлом году только в нашей клинике на базе Боткинской больницы мы провели более 200 подобных операций. Этот вид рака в цивилизованных странах вышел на первое место среди причин смертности от онкозаболеваний у мужчин.

    РГ: Значит, мы тут не какое-то исключение из правил. Правило общее для всего мира?

    Лоран: Общее только в том плане, что эта опухоль распространена и лидирует среди причин летальности. Но Россия серьезно отстает в ее своевременном выявлении. И значит, опаздываем с радикальным лечением сограждан. Хотя Москва в последнее время опаздывает меньше. По причине действия приказа столичного Департамента здравоохранения об обязательном обследовании мужчин от 45 лет и старше на предмет выявления заболевания предстательной железы - доброкачественных и злокачественных. В Москве действует четкий алгоритм диагностических мероприятий.

    РГ: То есть?

    Лоран: То есть каждый мужчина, обратившийся в поликлинику по поводу любого заболевания, обязан пройти обследование у уролога. Обследование предполагает в том числе и ультразвуковое исследование мочевой системы, при котором выявляются так называемые бессимптомные или "радиологические" опухоли почки. Процент выявления таковых приближается к 80. Обследование позволяет выполнять операции своевременно, при этом удается сохранить пораженный орган.

    РГ: Вы нарисовали прекрасную картину. А вот вчера позвонила читательница и рассказала об ужасах попадания к "узкому" специалисту в одной из поликлиник. Я позвонила главному врачу поликлиники. Оказывается, она построена в 1970 году. Тогда обслуживала 35 тысяч населения, теперь - почти 50. Мощностей явно не хватает. А главное, не хватает специалистов. На 25 участков всего десять терапевтов! Отоларинголог один и ему 76 лет. Желающих работать в районной поликлинике нет. По мнению главврача, выход в одном: вернуться к распределению выпускников медицинских вузов. Если человек учится за счет государства, то он обязан отработать, как в былые времена, хотя бы три года там, куда его направят. О необходимости такого распределения часто говорят многие медики, организаторы здравоохранения, коллеги-журналисты.

    Лоран: Вы затронули больной вопрос. Я имел в виду не районные, а окружные поликлиники, в которых достаточно и оборудования, и специалистов. Хотя само наличие специалистов проблему не решает. Тех же урологов в стране достаточно. Квалифицированных мало. Вот я заведую кафедрой в Академии последипломного образования. Мы проводим регулярное усовершенствование врачей-урологов, в том числе поликлинических.

    Врач должен учиться постоянно. Считается, и это правильно, что нет более консервативной отрасли, чем врачевание. Но этот консерватизм не возможен, если врач не в курсе последних достижений в своей области. Вот этого в нашей стране нет. Нет привычки совершенствования. Беда нашего законодательства: оно не предусматривает необходимость непрерывного образования врача. На мой взгляд, без подтверждения очередного усовершенствования врач не должен иметь права заниматься врачеванием.

    Напомню, что российские урологи интегрированы в международные профессиональные ассоциации. Это диктует необходимость единых подходов к оказанию урологической помощи. Абсолютно солидарен с коллегой из той поликлиники, о которой вы рассказали: другого пути, кроме распределения, решения кадровой проблемы просто не вижу. И если кто-то из возражающих ссылается на нарушение прав человека, нарушение конституционных прав... Я сам после окончания Первого московского медицинского института был направлен в маленький уральский городок, где три года проработал общим хирургом. И ничуть, никогда об этом не жалел. Такая практика, поверьте моему опыту, только на пользу молодому специалисту.

    РГ: Ваш ученик Дмитрий Пушкарь ратует за создание консультаций (или кабинетов) мужского здоровья.

    Лоран: Дмитрий стопроцентно прав. Хочу обратиться к нашему прошлому опыту. В советские времена при крупных клинических больницах успешно действовали консультативно-диагностические центры. Это было хорошо и с точки зрения кадровой политики: врачи стационаров постоянно консультировали в этих центрах. Шло некое взаимопроникновение поликлинической и стационарной помощи, что явно на пользу и тем, и другим.

    На полную катушку использовалось диагностическое оборудование. Была истинная преемственность между поликлиникой и стационаром. При поступлении в стационар не было необходимости дублировать проведенные в поликлинике анализы и исследования. Экономилось число койко-дней. Сегодня такой тандем особенно актуален для оптимизации работы высокоспециализированных стационаров, таких, например, как наша клиника. Больные в них должны поступать полностью обследованными за два-три дня до операции. Такую задачу под силу решить именно центрам мужского здоровья, которые должны быть созданы по всей стране. Не разумно, да и не возможно, в каждой районной поликлинике устанавливать самое дорогое оборудование, приглашать на работу высококвалифицированных специалистов, которым надо платить достойную зарплату.

    РГ: Сколько, по-вашему, таких центров должно быть, например, в Москве?

    Лоран: В каждом столичном округе должен быть один такой центр. Опыт подобной работы в стране есть. Имею в виду Екатеринбург и Свердловскую область. Они - пионеры в создании таких центров. И там представители сильного пола знают, что есть место, куда можно обратиться и получить своевременную квалифицированную помощь. Я специально сказал: "Знают". Многие наши беды от незнания, от пренебрежительного отношения к собственному здоровью.

    РГ: А еще потому, что получить помощь, тем более пройти профилактическое обследование, порой становится проблемой, о которой сказано выше...

    Лоран: Но это решаемо, если не отказываться от того, что было наработано и себя оправдало. Только делать это надо разумно и на современном уровне.

    Поделиться