В компании "Эр Франс" и французском Бюро по расследованию и анализу (БРА), которое занимается авиакатастрофами, наконец-то могут сказать: настойчивость, с которой проводились поиски разбившегося 1 июня 2009 года аэробуса А-330, совершавшего рейс из Рио-де-Жанейро в Париж, принесла результаты.
И действительно, нынешняя экспедиция, организованная французами, обнаружила на дне Атлантического океана обломки авиалайнера, унесшего жизни 228 человек.
Как заявил директор БРА Жан-Поль Троадек, "найдены авиационные моторы, шасси, элементы крыльев". Более того, по словам французского госсекретаря по вопросам транспорта Тьерри Мариани, на месте, где затонул авиалайнер, поисковики видели тела погибших.
Нынешняя экспедиция - четвертая по счету. На нее "Эр Франс" и БРА выделили около девяти миллионов евро и привлекли крупнейший американский Океанографический институт "Вудс Хоул".
Институтское научно-исследовательское судно "Алюсиа" с тремя миниатюрными подводными аппаратами "Ремус" (всего четыре метра в длину) , как рассказали "РГ" в БРА, вошло в зону поиска в конце марта. В отличие от предыдущих неудачных операций, когда поиски ограничивались относительно небольшими участками океанского дна и принимали в расчет подводные течения, на этот раз зона была значительно расширена. Речь шла о площади в радиусе 75 километров от предполагаемого места падения самолета.
Удача улыбнулась буквально через несколько дней после начала поисков. Один из "Ремусов" предположительно на глубине четыре тысячи метров вышел на обломки авиалайнера. Вслед за ним на дно опустился второй аппарат, который произвел фотосъемку.
Информация через спутник с борта "Алюсии" была передана в Париж в штаб-квартиру Бюро расследования и анализа, где сделали вывод: фрагменты самолета принадлежат пропавшему лайнеру "Эр Франс". Причем, как уточняют специалисты из бюро, обломки расположены "сконцентрированно на площади 500 метров на 300", что предполагает вполне вероятную возможность обнаружить среди обломков бортовые самописцы - "черные ящики".
Именно на это надеются люди в "Эр Франс" и БРА. Там вполне резонно предполагают, что только "черные ящики" способны дать ответ на вопрос: в чем причина самой крупной авиакатастрофы за историю французской гражданской авиации.
Напомним, что ранее среди главных версий падения аэробуса А-330 назывались так называемые "трубки Пито" - приемники воздушного давления. Из-за обледенения на больших высотах эти датчики передавали искаженную информацию в бортовые компьютеры, что в конечном результате могло привести к падению самолета. Однако есть и иные версии. Все это можно проверить, лишь расшифровав "черные ящики", находящиеся на океанском дне.
Правда, вот в чем загвоздка. Даже если в обозримом будущем датчики удастся обнаружить, неизвестно, в каком состоянии они находятся. Ведь с момента катастрофы прошло без малого два года.
В любом случае теперь речь идет о пятой фазе операции. Как заявил в понедельник директор БРА Жан-Поль Троадек, для того чтобы достать с океанского дна фрагменты самолета, а также тела пассажиров, необходимо задействовать другие, по сравнению с нынешними, технические средства. "Ремусы" для этого не подходят. Скорее всего, новая, и, как здесь надеются, последняя, завершающая стадия поисков может начаться через несколько недель.