04.04.2011 23:40
    Поделиться

    Вице-премьер правительства Бельгии: Процент отказа в визах россиянам - около 6%

    Вице-премьер правительства Бельгии Стевен Ванаккере: Бизнесу нужны международные обмены

    В Россию прибыл экономический "десант" - представители 300 бельгийских предприятий. Что бизнесмены будут делать в нашей стране, рассказал в эксклюзивном интервью "Российской бизнес-газете" вице-премьер правительства Бельгии, министр иностранных дел и институциональных реформ Стевен Ванаккере.

    - В первую неделю апреля в Россию приехали представители более 300 бельгийских предприятий. В истории двусторонних связей это крупнейший экономический "десант" из Бельгии в Россию. Какие основные области деловой активности будут в нем представлены?

    - Раз уж мы говорим о трехстах предприятиях, то неудивительно, что перечень будет очень широк... Наверное, проще сказать, что туда не входит! Например, в том, что касается транспорта и логистики, а я хорошо знаю этот сектор, потому что сам был директором внутреннего порта и бельгийской транспортной компании, убежден, что у Бельгии в рамках Европы очень хорошее положение и она может передать другим уникальные навыки и опыт. Мы гордимся нашим потенциалом в этом секторе, играющем важную роль в энергетике, в частности в газовой и нефтяной промышленности. В центре внимания нашей стратегии развития находится и агропромышленный сектор. Ну и, разумеется, есть секторы, которые говорят сами за себя - например, производство алмазов. Центром этого производства в Бельгии является город Антверпен, и я думаю, что эта деловая поездка бельгийских предпринимателей позволит представить Бельгию как центр законных инвестиций в этот сектор.

    В более широком плане мы рассчитываем воспользоваться заключением контрактов с Россией для того, чтобы показать всем, что иностранным предприятиям выгодно инвестировать. Бельгии и бельгийским предприятиям есть чем поделиться в плане опыта и навыков с российскими. Хочу добавить, что вместе с нами в Россию едут представители компаний, имеющих собственную историю, традиции и особенности, но все они твердо намерены расширять международные торговые связи. Ведь не стоит забывать, что Бельгия - не очень большая страна (мы никогда не говорим "маленькая"!) и, следовательно, наши предприятия должны иметь международную стратегию. Мы не можем, в отличие от более крупных стран, таких как Франция и Германия, довольствоваться успехом только на внутреннем рынке. Более того, поскольку сейчас Россия стремится вступить в ВТО и берет на себя ряд международных обязательств, то налаживание связей с Бельгией, которую считают дверью в Европу, ей может пойти только на пользу: имея хорошие отношения с бельгийскими предприятиями, вы получаете доступ и к остальным европейским странам!

    - Во время вашей поездки в Москву в мае 2010 года вы подписали программу совместных действий между Российской Федерацией и Королевством Бельгия на 2010-2011 годы. Каковы ее главные цели?

    - Она не ограничивается экономическим сотрудничеством. В ней отражены и актуальные проблемы сотрудничества в области международного права и внутренних дел. На самом деле крайне важно, чтобы правительства цивилизованных стран боролись сообща против любых форм терроризма. Частью этого плана действий было также сотрудничество в области подготовки кадров и культуры. Это касается осуществления Россией стратегии модернизации и роли, которую в этом процессе может играть Бельгия. В общем-то, это довольно широкий план действий, который позволяет наладить диалог по самым разным темам, и очевидно, что совместная работа дает положительные результаты. Он обеспечивает надежную двустороннюю связь, и я считаю, что сегодня мы имеем убедительные результаты в том, что касается диалога между руководителями наших стран.

    - Каким образом Бельгия участвует в программе ЕС "Партнерство для модернизации"?

    - Подход такой же, что и в плане действий, о котором мы только что упоминали и который ему предшествовал. Не случайно, кстати, что именно один из наших соотечественников Херман Ван Ромпей, будучи постоянным председателем Европейского совета, пришел с Дмитрием Медведевым к такому соглашению, направленному на углубление взаимной ангажированности ЕС и России. Думаю, что наш план действий может служить настоящим примером организации сотрудничества между странами в духе максимального прагматизма. Знаете, один конкретный пример важнее десятка собраний! Кстати, именно поэтому поездка в Россию нашей экономической делегации в апреле должна нам позволить огромный шаг вперед на пути сотрудничества, например, в том, что касается идеи создания в России своей "Силиконовой долины" и конкретизировать участие бельгийских предприятий в успешной ее реализации. Уверен, что бельгийский план действий - прекрасный старт для начала нашего сотрудничества в этой области.

    - Почему было открыто Генеральное консульство Бельгии в Санкт-Петербурге? Вы думаете, что этот регион будет активнее развивать связи с Бельгией?

    - Совершенно верно. Кстати, для нашей делегации очень важно побывать в Санкт-Петербурге. Учитывая размеры территории России, разумеется, немыслимо встречаться только с экономическими партнерами столицы и ждать, чтобы остальные ехали к нам. Мы должны установить деловые контакты с тремя ключевыми регионами - Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Москва. Одновременно это и наше намерение и необходимость: традиционно Бельгия придает большое значение региональному сотрудничеству. Кстати, совсем недавно министр-президент Фландрии побывал в Санкт-Петербурге. Это лишний раз свидетельствует о том, что сотрудничество между Россией и Бельгией не ограничивается городами. Согласно одной английской пословице "торговля следует за знаменем", но иногда бывает и наоборот: не случайно было решено открыть Генеральное консульство в Санкт-Петербурге, там уже представлено немало бельгийских предприятий. К сожалению, я не имел возможности приехать туда на открытие, но с нетерпением жду поездки в этот город.

    - Каковы трудности и даже препятствия на пути бельгийских предприятий к российскому рынку?

    - Нужно признать, что в области таможенных ограничений для иностранных предприятий некоторые страны привыкли все излишне усложнять. Я говорю то же самое и по поводу Индии или Японии, при этом понимаю, что российское правительство намерено бороться с таким положением вещей. И все-таки я убежден, что предоставление возможностей для обеспечения подлинной конкуренции помогает созданию наилучшего соотношения между качеством и ценой для местного потребителя. К тому же, по общему мнению экономистов, гармонизация правил конкуренции в международной торговле содействует развитию экономики. Во время поездки в Москву и разговора с моим коллегой Сергеем Лавровым мы пришли к общему выводу о том, что определенные ограничения действительно могут затруднить осуществление проектов бельгийских предприятий. Однако тот факт, что 300 бельгийских руководителей предприятий собираются ехать с нами, чтобы воспользоваться открывающимися деловыми возможностями, говорит о том, что эти бизнесмены твердо убеждены в том, что они смогут преодолеть существующие барьеры. Это в интересах обеих стран и, несомненно, исторически важно для всех участников таких обменов.

    - Как вы считаете: на местах эти барьеры действительно устраняются?

    - Трудно сказать, но у меня сложилось впечатление, что наши предприятия в России идут в правильном направлении. Конечно, им приходится сталкиваться с административной волокитой, иногда и с коррумпированностью местных властей - не скажу, что все тут идеально... Однако мы убеждаемся в том, что российское правительство намерено бороться с таким положением вещей и показать, что Россия готова принимать у себя добропорядочные иностранные компании. ВТО содействует созданию более благоприятных условий для международной торговли и предлагает посреднические услуги при решении возможных конфликтов.

    - Вы думаете, что Россия готова вступить в ОМС?

    - Я на это надеюсь! Если политическое руководство заявляет, что оно к этому готово, я полагаю, что это действительно так. Вот хорошее правило международной политики: если страна заявляет, что ставит перед собой ту или иную задачу, следует считать, что это действительно так.

    - Чем для России выгодно членство в ВТО?

    - Все зависит от того, что мы считаем выгодным. Я искренне убежден в том, что гармонизация правил игры в международной торговле отвечает интересам России. В долгосрочной перспективе "защитная стратегия" никогда не оказывалась экономически оправданной.

    Однако, несмотря на то что на макроэкономическом уровне предпочтительнее быть членом ВТО, это создает проблемы для традиционно поддерживаемых государством секторов экономики. Нередко политики стремятся делать исключения для проблемных секторов, что приводит к нарушению равновесия и диспропорциям. И это характерно не только для России. Посмотрите на процесс расширения Европейского союза: присоединиться к нему страны могли лишь после достижения определенного уровня в международной торговле, что непросто и требует времени. Нужно видеть, как сегодня идет развитие экономики. Сравните Турцию 15-20 лет назад и сейчас. Посмотрите на сверхбыстрое развитие Индии. России уже сейчас нужно решить, хочет ли она присоединиться к клубу "strong growers" ("быстро развивающихся"), даже ценой некоторых уступок. Такого выбора для будущего поколения политиков уже не будет - время не ждет!

    - Вся ли Европа поддерживает присоединение России к ВТО?

    - Когда двадцать семь министров иностранных дел говорят о России, могу вам гарантировать, что они рассматривают ее как важного партнера. А как представитель Бельгии я совершенно определенно заявляю, что при обсуждении в Лиссабоне оборонной политики странами НАТО наша страна всегда выступала за сотрудничество с Россией. Для нас страница истории перевернута, и все мы стремимся к обеспечению обороны и стабильности в евроатлантической зоне.

    - Некоторые европейские страны, например Испания или Италия, стремятся к либерализации визовой политики в отношении России, другие же этого не делают. Какова позиция Бельгии по этому вопросу?

    - Мы находимся как раз посредине. Либерализация - не подарок, это двустороннее движение. Процент отказа в визах для России - около 6%, это немного, но означает, что какому-то числу российских граждан в визе было отказано. Если, однако, сравнивать с Индией, например, то процент отказов для этой страны гораздо выше. Наше преимущество также в том, что Бельгия - одна из самых "быстро выдающих визы" стран.

    Поделиться