После теракта в аэропорту Домодедово президент распорядился усилить меры безопасности на общественном транспорте. В том числе - расширить кинологическую службу.
Ведь лучшего прибора, способного определить наличие взрывчатки, оружия или наркотиков, чем собачий нос, пока нет.
"Российской газете" стало известно, что количество полицейских собак, охраняющих столичное метро, за четыре года увеличится в пять раз.
Начальник центра кинологической службы управления милиции на московском метрополитене Владимир Алешкин сообщил "Российской газете", что сейчас на службе - полсотни собак: немецкие овчарки, лабрадоры и два английских спаниеля. Предполагается, что в течение четырех лет их количество возрастет до 250. Хотя, по мнению полицейских аналитиков, их требуется не менее 500.
Расчет таков. В Москве - 182 станции метро, включая строящиеся. На каждую требуется не менее четырех собак - если введен напряженный режим работы. Ведь собака не может непрерывно нести службу более четырех часов, нужен обязательный отдых.
Владимир Алешкин не скрывает, что расширение кинологической службы - дело дорогостоящее, трудоемкое и деликатное. Это ведь не лишнюю сотню пистолетов закупить. Когда в 1996 году только создавалась милицейская кинологическое служба в метро, было всего шесть собак и шесть кинологов. А современное помещение у службы появилось лишь семь лет назад. Расширение подразделения - это не только увеличение поголовья собак. Понадобятся новые сотрудники, помещения, тренажеры, целая инфраструктура. Взять хотя бы вольеры - на одну собаку должно быть не менее десяти квадратных метров "жилплощади".
Кстати, в Европе служебная собака считается офицером полиции, а у нас - специальным средством.
Содержание одной собаки в день обходится в 50 рублей. Обучать ее надо полгода и постоянно тренировать, поддерживая в рабочем тонусе. В целом же на качественную подготовку служебной собаки надо потратить не менее года.
Годовалых псов отбирают обычно в зональном центре в Балашихе, а затем отправляют на учебу вместе с кинологом в одну из специальных школ в Уфе, Ростове-на-Дону или в той же Балашихе. Наибольшее предпочтение отдается немецким овчаркам - это универсальная собака, которая может воспринять любую науку. Именно эта порода фигурирует в полицейских инструкциях. Есть лабрадоры и английские спаниели - это собаки-детекторы, способные находить взрывчатку и наркотики. Кавказские овчарки и ротвейлеры используются в охране, задержании и конвоировании преступников. Правда, собака всегда специализируется на чем-то одном. Даже показывают свою находку они по-разному. Если обнаружена взрывчатка - пес молча садится или ложится рядом. У него должны быть железные нервы - лай, возбужденные прыжки, любое сотрясение воздуха может привести к взрыву. А четвероногому "специалисту" по наркотикам, наоборот, положено шуметь.
Вообще, как считает Владимир Алешкин, любая собака может стать служебной, кроме декоративной. Срок службы полицейского пса - около 12 лет. Причем подготовка собаки для работы в метро существенно отличается от обычной дрессуры. Когда пес спускается под землю, он испытывает постоянный стресс. Самая большая опасность для него - эскалатор, вернее - его гребенка. Сколько здесь было защемлено хвостов и подушечек лап, сколько сломано когтей!
В учебном комплексе кинологической службы есть специальные тренажеры, имитирующие движущуюся лестницу эскалатора и сцепку из двух вагонов метро. Чтобы поначалу приучить собаку к этим странным и пугающим механизмам, на нее надевают специальное снаряжение, напоминающее ручку чемодана: в случае необходимости, инструктор всегда может приподнять своего хвостатого напарника.
Как же будет организована работа обновленной кинологической службы? В первую очередь будет вестись патрулирование станций и вагонов. Пес и сотрудник обходят станцию, затем садятся в вагон метро и едут на другую станцию. И так в течение четырех часов, пока собачий нос временно не утратит свою эффективность.
Будут организованы и дежурства на станциях. Кинолог и собака занимают позицию, обычно - на входе в метро, и время от времени проверяют подозрительных пассажиров и их багаж. Особенно если он - крупногабаритный. Тут есть тонкость: собака не обнюхивает всех и все подряд, это бесполезная трата сил и времени. Пес включается в игру только по команде сотрудника. Известно, что смертница отказалась от замысла спуститься на станцию метро "Рижская" и взорвалась на входе, встретившись взглядом с патрульным милиционером.
И, конечно же, останутся "тревожные группы", когда кинолога с собакой экстренно вызывают на какое-то происшествие или для проверки подозрительного предмета. Если пес показывает, что в "забытой" сумке или пакете - что-то опасное, саперы доставляют груз в взрывозащитную камеру, которая есть на каждой станции.
Отличительная черта собак, несущих службу в метро, - их удивительное добродушие. Излишне агрессивных особей сюда не берут - они не смогут работать в толпе.