04.04.2011 23:40
    Рубрика:

    Эксперт: Дефицит квалифицированных кадров в туристической отрасли ощущается почти во всех регионах РФ

    Для спортивных праздников потребуется целая армия горничных, переводчиков и официантов

    Россия вступила в десятилетие большого спорта. Эти события требуют подготовки необходимого персонала для проведения Игр. Однако до сих пор не выработан единый концептуальный подход в области кадровой политики.

    Дефицит квалифицированных кадров сегодня остро ощущается практически во всех регионах РФ. И в первую очередь в Сочи. Олимпиада - это мероприятие международного масштаба. По оценкам специалистов, в Сочи приедет до миллиона людей со всего мира. Согласно плану строительства новых объектов, к Олимпиаде будет запущено 57 тыс. гостиничных номеров в непосредственной близости от спортивных сооружений и более 138 тыс. номеров в пределах 50 км от центра Олимпийских игр. Согласно рекомендациям ЮНВТО, только для новых гостиниц необходимо более 200 тыс. персонала. И эту огромную массу участников и зрителей должен кто-то обслуживать.

    В соответствии с Концепцией ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2016 годы)" за указанный период потребность в новых кадрах для создаваемой туристской инфраструктуры составит более 220 тыс. человек, из которых свыше половины - это линейный персонал.

    Между тем сегодня в России удельный вес населения, занятого в туризме (так называемая прямая занятость, без учета смежных отраслей) составляет 0,9%, в то время как в мире - 2,7%. Получается, что сейчас только в коллективных средствах размещения и туристских фирмах должны трудиться свыше двух миллионов работников. Как ответить на такой вызов?

    Одно из перспективных направлений - масштабное привлечение волонтеров. Институт волонтерства широко распространен во многих странах мира. Например, на Олимпийских играх в Сиднее каждый доллар, вложенный в волонтерскую программу, принес 21 доллар стоимости услуг на безвозмездной основе. Во время Игр в Пекине было привлечено полтора миллиона добровольцев: 100 тыс. человек для спортивных объектов и около 400 тыс. городских волонтеров, которые работали на 505 объектах в городе.

    Однако волонтеров можно привлечь не во все гостиницы. Отели для приема VIP-персон никак не могут обслуживать волонтеры и контрактники. Иностранные гости привыкли к высокому уровню сервиса в гостиницах, поэтому качество обслуживания должно быть обеспечено на международном уровне, с учетом лучших мировых практик. К счастью, пока еще есть время повысить квалификацию того персонала, который сегодня работает в средствах размещения.

    Не менее важна проблема языковой подготовки. Если работодатель, предлагая вакансии, связанные с гостиничным и ресторанным бизнесом, не требует знания иностранных языков, то очевидно, что сегодня он не задумывается о наборе кадров "под Олимпиаду". Кроме наличия кадров остро стоит проблема их квалификации. Большая часть 3-5-звездочных гостиниц проводит внутренние тренинги и повышение квалификации для своего персонала. В Сочи сегодня отсутствует профессиональный обучающий центр, который использовал бы в качестве методик преподавания практики ведущих отельеров мира, таких как Kempinski, Hilton, Marriott, Holiday Inn и т.п.

    Специалистов, квалификация которых соответствует мировому уровню, нужно было начинать готовить еще "вчера". А менеджеров высшего и среднего звена управления, если учесть, что период карьерного роста руководителя отдельной службы гостиницы составляет минимум 5 лет, надо было "выпускать" еще в 2008-м.

    Что можно сделать уже сейчас? К примеру, готовить тьюторов (тренеров). В целом на решение основных концептуальных задач только в рамках Концепции ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в РВ (2011-2016 годы)" предусматривается выделение более 500 млн рублей. Задача государства - оказание помощи в создании необходимой материально-технической и интеллектуальной инфраструктуры общей системы кадровой подготовки. Бизнес же должен получить в свое распоряжение профессионально подготовленный персонал, который мог бы эффективно трудиться как на вновь создаваемых рабочих местах, так и замещать выбывающих сотрудников. При этом не следует забывать, что, например, в гостиничном бизнесе текучесть кадров среди линейного персонала может составлять от 60 до 300%!

    Иногда с опаской звучит вопрос: что будет дальше с той "армией" народа, подготовленного для проведения Олимпиады, после ее окончания? Хотелось бы надеяться, что созданные к Олимпийским играм объекты инфраструктуры не смогут "дематериализоваться" и кануть в небытие. Останется потребность в их обслуживании и развитии.

    Сочинские вузы планируют подготовить кадры для Олимпиады, %