Президент призвал образовательное и бизнес-сообщества к согласованным действиям в подготовке инженеров, качество которой оставляет желать лучшего. Чтобы решить проблему инженерных кадров, президент посчитал необходимым разрешить регионам сформировать госзаказ вузам на подготовку нужных специалистов, поскольку, по его словам, ведущие вузы регионов готовят специалистов по невостребованным профессиям. Напомним, что, согласно положению Минобрнауки России, региональные власти могут формировать подготовку специалистов по заказу только на уровне среднего профтехобразования и по рабочим специальностям.
Президент подчеркнул, что, по его мнению, "регионам нельзя препятствовать формировать заказ университетам и вузам на определенные востребованные в этом регионе специальности", но этот заказ, отметил он, "должен быть согласован с бизнесом", а бизнес-структуры должны добиться того, чтобы университеты готовили "потребных для них специалистов".
Кроме того, президент поручил правительству РФ подготовить предложения по повышению нормативов финансирования подготовки студентов инженерных специальностей, оснастить лаборатории современным оборудованием, построить дополнительные общежития.
Правда, выделять дополнительные средства власти будут не всем техническим вузам, а только тем, которые пройдут аттестацию. "Необходимо провести аттестацию всех институтов и университетов, заявляющих о своей готовности учить инженерным специальностям", - заявил президент. И обещал половину вузов, которые готовят инженеров, вообще закрыть. Особенно те, которые ведут непрофильную деятельность. "Всю непрофильную деятельность оттуда нужно изъять, а тот, кто не хочет с ней расставаться, пусть тогда закрывается или преобразуется в гуманитарный вуз", - решил Дмитрий Медведев.
Выдвинул президент и другие требования к вузам. По его словам, российские вузы должны быть интегрированы в международную систему подготовки инженеров, а также "приглашать лекторов из-за рубежа, тех, кто может переносить передовой зарубежный опыт инжиниринга на российскую почву". А оценивать качество работы вузов посчитал необходимым в том числе и по количеству учащихся и работающих в них иностранных студентов и преподавателей.
Эксперты восприняли эти инициативы неоднозначно. Во-первых, они сильно сомневаются, что бизнес-структуры смогут добиться того, чтобы университеты в существующем или отчасти видоизмененном виде способны готовить потребных для них специалистов. "Российский бизнес живет сегодняшним днем и вчерашним опытом, он не знает, какие именно технологии будут использоваться через пять - десять лет, а значит, не может в полном объеме задавать стандарты инженерного образования, здесь нужны принципиально иные подходы, - аргументирует Сергей Шептунов, д.т.н., заместитель директора Института конструкторско-технологической информатики РАН. - Министерство образования тоже здесь бессильно. В подтверждение этого случившийся факт - за последние годы в развитие вузов были вложены миллиарды, а президент констатирует плачевные результаты".
По этой же причине, считает эксперт, преждевременно повышать нормативы финансирования подготовки студентов инженерных специальностей, принципиально не изменив систему подготовки инженерных кадров. "На выделенные средства опять будут закуплены станки и оборудование, которые университеты даже не могут запустить и обслуживать и которые априори устареют раньше, чем студенты закончат вуз. Когда выпускник вуза придет на предприятие, ему придется изучать технику и технологии совершенно другого поколения, - объясняет Сергей Шептунов. - Чтобы решить проблему инновационных инженерных кадров, нужен новый инструмент, который двигал бы реформу подготовки инженерных кадров, выходя за рамки министерства. Нужна новая межведомственная организационная структура, которая корректно поставила бы, а затем на основе новой системы технического образования эффективно решила проблему. Иного пути не существует".
По мнению Шептунова, именно эта структура должна, во-первых, формировать госзаказ на инженерные кадры, определяя, сколько инженеров какой компетенции, для каких регионов и для каких задач вменяется готовить вузам.
Во-вторых, разработать систему оценки знаний (компетенций) выпускников и действующих инженеров (в рамках непрерывного образования, поскольку полученные в вузе знания быстро устаревают).
В-третьих - инициировать и контролировать создание новых образовательных процессов, которые могли бы дополнять традиционное образование для гарантированного получения специалистов нужного качества. И все это в контексте решения проблем модернизации страны, регионов, отраслей и предприятий.
Почему вузы не могут сами развиваться в нужном стране русле? Ответ простой, считают эксперты: нет мотивации. Сейчас в большинстве технических вузов преподавание ведется по методикам двадцати-, а то и тридцатилетней давности, преподаватели не хотят или просто не могут менять устоявшиеся знания и вынуждены зарабатывать за счет дополнительных часов и чтения лекций в других вузах. Ректорам же проще выбить дополнительное финансирование у министерства, чем предпринимать попытки перестраивать систему обучения. Ведь коллективу не объяснишь, что с сегодняшнего дня придется работать в три раза больше и лучше за те же деньги.
Идею провести тотальную аттестацию вузов эксперты в целом поддерживают, однако отмечают, что помимо государственной аттестации нужна общественно-профессиональная аккредитация. "Государственная система лицензирования образовательной деятельности вузов и их государственной аккредитации направлена на контроль со стороны государства за качеством образовательной деятельности образовательных учреждений, - говорит Дмитрий Пузанков, вице-президент Ассоциации инженерного образования России, д.т.н., председатель регионального Северо-Западного отделения АИОР, завкафедрой вычислительной техники Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета. - А общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ и сертификация инженерных квалификаций обеспечивают эквивалентную международным требованиям оценку качества инженерного корпуса". Особенно сильно взволновало экспертов заявление президента о необходимости закрыть непрофильные специальности. То есть если в техническом вузе учат на юристов и экономистов, это считается непрофильной деятельностью и должно быть прекращено.
"Запретить, конечно, можно. Но, может быть, эту задачу стоит решать через независимую оценку качества подготовки выпускаемых специалистов. Если технический университет по этим "непрофильным" программам готовит выпускников лучше, это для государства хорошо или плохо? - размышляет Дмитрий Пузанков. - К тому же мне бы хотелось, чтобы у будущих инженеров была также хорошая подготовка по иностранным языкам (интеграция в международное пространство), менеджменту, умению работать в коллективе (хороший инженер - он и управленец), по правовым вопросам, связанным с интеллектуальной собственностью". Это мнение разделяет и Сергей Шептунов. "Нельзя сворачивать в технических вузах экономические и юридические специальности, нужно корректно обеспечить правильный баланс", - считает он.
Что касается интегрирования российских вузов в международную систему подготовки инженеров, а также приглашение лекторов и студентов из-за рубежа, эксперты ставят реализацию этих мер под большой вопрос. Как объясняет Дмитрий Пузанков, иностранные студенты особо к нам не стремятся, поскольку обучение в зарубежных вузах в большинстве ведется по уровневой системе.
"Система подготовки инженерных кадров, принятая в России, не соответствует тому, что принято в большинстве развитых стран. Поэтому выпускники наших программ подготовки инженеров (специалистов) в массе воспринимаются как лица, получившие первое высшее образование, то есть бакалавры, - говорит он. - Интеграция - процесс обоюдный. Чтобы оттуда молодежь ехала к нам, а наша к ним, нужно качество образования, соответствующее международным требованиям. Проблема в том, что у нас и на Западе не совпадающая система оценки качества подготовки кадров. У нас это государственная система (лицензирование, аккредитация). За рубежом определяющей является общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ. Они очень жестко свои программы оценивают. У нас эта система только-только начинает появляться. Если наши программы по результатам общественно-профессиональной аккредитации по согласованным правилам будут удовлетворять международным требованиям, будет и интеграция".
"Наша образовательная система не сможет интегрироваться в мировую, пока не будет модернизирована", - резюмирует Сергей Шептунов.
Доля выпускников государственных вузов по группам специальностей, %