В федеральном суде Южного округа Нью-Йорка стартовал судебный процесс по делу российского летчика Константина Ярошенко.
Его обвиняют в сговоре с целью распространения наркотиков. Гражданину РФ грозит от десяти лет тюрьмы до пожизненного заключения.
Процесс начался с отбора присяжных. Адвокаты Ярошенко потребовали, чтобы на вынесение вердикта не влияло плохое знание обвиняемым английского языка, его российское гражданство и не имеющие отношения к процессу записи разговоров. Как это часто бывает, версии следствия и адвокатов значительно расходятся в интерпретации и оценке фактов. Мы изложим обе.
Версия защиты
После расформирования в 1999 году эскадрильи Ростовского вертолетного завода Константин Ярошенко, работавший вторым пилотом Ан-32, устроился в компанию "РостАвиа" и занимался разовыми пассажирскими и грузовыми перевозками в странах Африки.
По словам жены летчика Виктории, 18 мая он прибыл в столицу Либерии Монровию для "осмотра самолета и заключения контракта с новым работодателем". Ранее в Либерии он не бывал и по телефону рассказывал, что переговоры прошли неудачно.
За день до возвращения на родину шесть мужчин ворвались в его гостиничный номер, раздели догола и заковали в наручники. Ярошенко посадили на стул без одной ножки, на котором продержали двое суток без воды и возможности сходить в туалет. Пытки прекратились, лишь когда Ярошенко подписал некую бумагу, о содержании которой мог только догадываться из-за незнания английского.
После этого его перевезли в тюрьму США. Условия содержания оказались ужасными: летчику отказали в диетическом питании и медицинской помощи. Жена обвиняемого обратилась в российский МИД, который расценил действия американской стороны как нарушение норм международного права - в частности, положений Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года. США принесли России извинения за то, что вовремя не проинформировали о задержании гражданина РФ. По словам официального представителя госдепартамента США Филиппа Кроули, сотрудник, который должен был отправить факс в российское посольство, случайно нажал не ту кнопку и отправил его в посольство Румынии.
Версия обвинения
Константин Ярошенко на самом деле не сотрудник, а владелец компании "РостАвиа". На какие деньги простому летчику удалось ее открыть и оснастить самолетами - неизвестно. В Монровию он прибыл для заключения нового контракта на перевозки. Ярошенко прекрасно знал, что перевозить ему придется кокаин, купленный у колумбийского движения ФАРК.
За доставку товара из Венесуэлы в Либерию и дальнейшую переброску в Гану Ярошенко запросил пять миллионов семьсот тысяч долларов. Из Ганы наркотик должен был мелкими партиями доставляться в Нью-Йорк. Именно поэтому делом так заинтересовалось Управление по борьбе с наркотиками США.
После прибытия в Монровию Ярошенко пригласили в офис Агентства национальной безопасности Либерии. Глава организации и одновременно сын действующего президента страны Фомба Ти Серлиф, которого пытались подкупить наркобароны, одновременно сотрудничал и с американцами. Он выступил в операции в качестве подсадкой утки. Ярошенко вместе с пятью подельниками задержали прямо в офисе агентства. Главная улика против Ярошенко - аудио- и видеоматериалы предварительных переговоров летчика на Украине. На пленках он признается в наличии солидного опыта при транспортировке наркотиков в страны Африки.
Какая из приведенных версий достоверна, предстоит решить суду Нью-Йорка. Кстати, материалы дела Ярошенко были переданы в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков . Как сообщил "РГ" начальник Управления по взаимодействию с общественностью и СМИ ФСКН России Николай Карташов, на основании полученной информации уголовное дело против Ярошенко на территории России возбуждено не было.