Принятый в ноябре 2009 года Федеральный закон РФ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности..." установил жесткие требования повсеместного учета энергоресурсов.
Расчет прост - оплата населением потребленного ресурса по факту, а не по тарифу вынудит поставщиков ресурсов аккуратней относиться к доставке этого самого ресурса. Теперь протечки в магистральных трубах жильцы многоквартирного дома оплачивать не будут. Именно растущие потери подвигнут поставщиков ресурсов заняться модернизацией и реконструкцией сетей и котельных, уверен генеральный директор УК Холдинга "Теплоком", кандидат экономических наук Андрей Липатов. С ним и встретился корреспондент РГ.
Российская газета: Какая из проблем, стоящих перед отечественной системой ЖКХ, на ваш взгляд, является самой актуальной?
Андрей Липатов: По данным экспертного опроса руководителей муниципальных образований России, наиболее острой проблемой остается критическое, близкое к аварийному состояние коммунальных систем ЖКХ. Причины критического состояния - трудности с финансированием и, как следствие, хронический "недоремонт" большинства объектов из-за высокой затратности капремонта, реконструкции и технического перевооружения.
Практически все наши коммунальные реформы упираются в проблему отсутствия средств. Бюджетные средства федеральных программ - по аварийному и ветхому жилью, по капремонту - "размазываются" тонким слоем и в итоге не срабатывают. Старение нашего жилья происходит гораздо быстрей, чем его обновление. Заветные слова о внебюджетном финансировании, о бизнес-инвестициях, увы, в собственно инвестиции не превращались. Почему? Потому что капремонт ради капремонта не является бизнесом. Бизнесом он стал после появления в правовом поле России понятия "энергосервисный контракт". Именно закон об энергосбережении обратил внимание крупных финансовых структур на сферу ЖКХ.
РГ: То есть банки готовы поделиться деньгами с нашим ЖКХ?
Липатов: По оценкам специалистов Сбербанка России, потребность в инвестициях и долговых заимствованиях при реализации региональных программ энергосбережения должна составить около шести триллионов рублей в течение ближайших 10 лет. Из этой суммы более трех триллионов рублей должно быть использовано в сфере ЖКХ и жилом фонде, 1,4 триллиона - в региональной энергетике, еще 800 миллиардов рублей - на объектах бюджетной сферы.
Общий объем финансирования проектов энергосбережения в течение ближайших пяти лет должен составить 3,5 триллиона рублей. Из них 1,5 триллиона - кредитные заимствования и 500 миллиардов - долговые заимствования. Конечно, финансисты деньги дают только под понятный и прогнозируемый механизм возврата средств. Странно было бы рассчитывать на что-то другое, согласитесь.
РГ: То есть вы хотите сказать, что на сегодня уже существует подобный механизм?
Липатов: Совершенно верно, существует. Есть лизинг, сублизинг и инвестдоговор. Мы у себя в холдинге уже наработали такой опыт, обеспечивая заказчика в ходе реализации проектов по энергосбережению всем, в чем он нуждается: оборудованием, техническими решениями, финансовыми средствами, кстати, последующим сервисным обслуживанием тоже. Схемы эти были известны и раньше, вот только в коммунальной системе многоквартирных домов не применялись. Конечно, не со всеми компаниями банки захотят сотрудничать - есть масса достаточно жестких требований - но это, может, и к лучшему. По крайней мере, мы будем избавлены от многочисленных псевдоинвесторов, дурачащих население и представителей органов региональной власти.
РГ: Существует устойчивое представление о ЖКХ как о некой "черной дыре", куда сколько ни вложи денег, лучше не станет...
Липатов: Ошибочное представление. ЖКХ - это, прежде всего, реальные деньги. Последний кризис, кстати, это подтвердил. Как бы тяжела ни была жизнь, бабушка с пенсии первым делом отложит "на квартплату". Есть, конечно, проблема неплатежей, но, поверьте, там, где над ней работают и власти, и обслуживающие организации, она решается весьма эффективно.
Страна учится считать, мы довольно долгое время жили в расточительстве с полной уверенностью, что можем позволить себе отапливать улицу через форточку. Ведь все равно за все платил среднестатистический россиянин, а ему при необходимости довольно легко было объяснить необходимость очередного повышения тарифа. Теперь не можем себе такого позволить, так как понимаем, что и газ, и уголь, и нефть - категории конечные, значит, нужно постараться оставить что-то еще и внукам с правнуками. И 261-й закон об энергосбережении я понимаю как первый важный шаг в формировании здравого отношения к имеющимся ресурсам. Хотя, конечно, в законе еще масса узких мест...
РГ: Хороший закон можно "испортить" поправками...
Липатов: Что у нас частенько и случалось. Сейчас тоже, насколько я знаю, есть попытки закрепить узлы учета ресурсов за "ресурсниками". Это будет означать возврат к известному принципу - "что охраняю, то и имею".
Я считаю, что назрело время для законодательного разделения услуг на коммунальные и жилищные. Необходимо дать возможность ТСЖ и управляющим организациям передать деятельность по предоставлению коммунальных услуг энергосервисным организациям. Для ТСЖ и УК плюс в том, что они снимают с себя лишнее бремя, оставляя за собой контроль. При этом будут иметь дело не с монополистом, а с нормальной рыночной структурой, которая, кстати, получает прибыль, в том числе от экономии ресурсов. Налицо общий интерес и совместные цели. Все становится логично.
При этом энергосервисные организации получают право работать с "коммуналкой", то есть получают гарантированные финансовые поступления. Нужно понимать, что сегодня их вложения в приборы учета и энергосберегающие мероприятия элементарно могут оказаться неоплаченными в будущем. И если мы не поддержим энергосервисные компании закреплением их статуса законодательно, то рискуем превратить закон об энергоэффективности в очередной неработающий документ. Все будут, конечно, охвачены приборами учета, но задача ведь не только посчитать ресурс, а еще и начать эффективно им управлять.
РГ: Управлять - это значит экономить. В Англии, например, наши дети, находящиеся на учебе, из-за экономного отопления первые полгода постоянно болеют, потом просто мерзнут...
Липатов: Комфортность той или иной температуры - дело привычки и национальных традиций. В той же Англии принято исполнять законы, а по их закону до 2050 года все жилые дома должны пройти обязательную санацию, дабы соответствовать энергоэффективным стандартам, которые, кстати, становятся с каждым годом все жестче и жестче. И я, если честно, нисколько не сомневаюсь, что все 26 миллионов жилых домов Соединенного Королевства будут в нужный срок санированы. И это не потому, что они все такие дисциплинированные и законопослушные, просто у них нет 70 процентов мировых запасов газа...
РГ: Их тоже будут "дисциплинировать" тарифами?
Липатов: Других способов воздействия, увы, нет. А как, скажите, еще можно объяснить руководителям различного уровня, что их здания в ночное время и в выходные дни абсолютно пусты, а потому не нуждаются в обогреве на полную катушку? Индивидуальный тепловой пункт решает проблему прогрева пустых зданий и окупается за счет экономии практически за один отопительный сезон. А учтите еще и наши погодные аномалии. Помните, когда в январе в Москве шел дождь, а жители не знали, какую еще форточку открыть, чтобы не умереть от духоты в квартирах? Все это можно решить путем установки нехитрых приборов, которые помогут управлять ресурсом и, заметьте, еще и экономить наши деньги. Управлять можно вручную, а можно и более цивилизованно - автоматически.
РГ: Если все так просто и выгодно, почему потребовалось принимать целый закон, да еще и говорить о необходимости продления сроков установки приборов учета?
Липатов: Ну, проблем, конечно, хватает. Куда без них? В числе организационных проблем, с которыми в связи с законом об энергосбережении сталкиваются граждане, частные компании и бюджетный сектор - отсутствие четких требований к приборам учета энергоресурсов. Кроме того, не накоплена пока практика распоряжения средствами, сэкономленными при рациональном использовании электроэнергии в бюджетных организациях. В бюджетном секторе очевидны медленные темпы энергообследований и отсутствие возможностей для привлечения инвесторов.
Хотя, как обычно у нас и бывает, все зависит от желания властей на местах. Если есть желание - и закон исполняется в срок и в необходимом объеме. Например, мэрия Уфы нашла нужные аргументы для всех управляющих компаний города в пользу реализации городской целевой программы "Энергосбережение в Уфе на 2009-2013 годы". План 2010 года был исполнен полностью, и нет никаких сомнений, что план 2011г. также будет выполнен в полном объеме. Все участники процесса - и ресурсники, и сетевики, и жилищники - продемонстрировали слаженную и ответственную работу. А ведь проект был не самым простым: сроки сжатые, объем работы большой, дома разные - хрущевки, панельные, нестандартные. Кcтати, по распоряжению мэра города Павла Качкаева была проведена серьезная просветительская кампания с населением, разъяснявшая, для чего нужны приборы учета. Так что все, как обычно: если хотим - можем.
Cправка РГ:
Холдинг "Теплоком" - это лидер рынка энергосбережения с 20-летним опытом разработки, проектирования и монтажа приборов учета. У него 8 дочерних предприятий, более 150 региональных партнеров и около 90 сервисных центров.
Это современное инновационное производственное предприятие, ежегодно выпускающее более 125 000 единиц оборудования.
Сегодня Холдинг "Теплоком" успешно реализует программы оснащения объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства (котельные, сети, многоквартирные дома) узлами учета энергоресурсов с использованием внебюджетных источников финансирования во многих регионах РФ. Основной финансовый партнер Холдинга "Теплоком" - ОАО "Сбербанк России".