В конце минувшей недели открылась навигация технического флота, отвечающего за уборку водной артерии города - Москвы-реки. Основная их цель подготовить реку к пассажирской навигации, которая начнется в конце месяца.
В ведении столичных водных дворников находится территория площадью 30 квадратных километров. Самый протяженный участок уборки - 67 километров Москвы-реки: от 9-го шлюза Карамышевской набережной до Бесединского моста. Кроме этого, они убирают 7 километров реки Яуза и 4,5 километра водоотводного канала. В арсенале дворников - флот из 29 судов, среди которого пять буксирных теплоходов, шесть сборщиков нефти, два больших мусоросборщика, несколько плавучих кранов и грунтовозных шаланд. Эти средства с поверхности воды собирают бытовой мусор и нефтепродукты, а со дна - ил.
Проблемных участков в акватории 140, это все водовыпуски или иными словами, места выхода малых рек или городских стоков.
Для осмотра предстоящего в апреле объема работ грузимся в один из нефтесборщиков под названием "Сетунь", пришвартованный на базе предприятия в Южном речном порту. Как смеется один из трех членов экипажа, река, в честь которой дано имя их кораблю, является основным источником бытового мусора. "А нефтяные пятна - бич реки Яуза, - говорит второй капитан "Сетуни" Виктор Новиков. - Мы бываем там минимум раз в месяц, собираем нефтепродукты с поверхности специальным устройством - скиммером, который словно пылесос собирает грязь. Затем собранные нефтепродукты и грязную воду помещают в специальный резервуар. Порой команде не хватает на сбор пятна с поверхности воды и 12 часового рабочего дня. Поэтому работу продолжают сменщики.
Еще одно сложное место из-за обилия нефтепродуктов - окрестности Московского нефтеперерабатывающего завода в районе Капотни. Впрочем, на известных местах, например у промышленных предприятий, специалисты заранее устанавливают заградительные бонны. В ходе первого рейда один из таких боннов установили у крупного стока официально неработающего завода имени Ленина, другой - чуть поодаль, где из сточной емкости зелено-желтым фонтаном в реку брызгала вода. Как пояснил Новиков, пока эта жижа - талая вода, но немного погодя могут начать литься и нефтепродукты. Бонны же будут служить препятствием для распространения химии.
Идем дальше, вверх по течению. У Новоспасского моста прибило целую кучу бытовых отходов. Подобная картина у Белокаменного, затем и у Сетуньского моста... Оценив предстоящий объем работы, начальник ГУП "Мосводостока" Александр Синица изрек: "Это мусор, который был на льду, и его немного, что радует. Значит, приведем реку в порядок раньше запланированного. В противном случае часть мусора может осесть на дно, тогда бороться с ним будет тяжелее".
Кроме того, как только Москва-река станет судоходной, бытового мусора в ней станет в несколько раз больше. Вина за это в основном лежит на пассажирах, которые выкидывают за борт все ненужное. С каждым годом такого мусора становится все больше. В прошлом году с акватории собрали 2,8 кубометра сора и 8,1 литра обводненных нефтепродуктов. Это на 15 процентов больше, чем годом ранее. А вот ила вывезено столько же - 32 тысячи кубометров. Одним из новшеств нынешнего года станет оснащение всех плавсредств системами GPS - навигации. "Это позволит отправлять на место загрязнения или аварии ближайшие к нему суда, не теряя времени на розыск корабля по рации, - пояснил корреспонденту "РГ" Синица. - Меньше потребуется и топлива, так как не придется гонять суда на дальние расстояния. От этого выиграет и экология реки".