Необходимость повышения эффективности бизнеса вызвала рост интереса к краткосрочным прагматичным образовательным программам. Дорогостоящее долгосрочное обучение, с обилием академических теоретиков, все меньше отвечает потребностям бизнеса. Одновременно растет понимание: адекватная квалификация персонала - важный фактор устойчивости бизнеса.
Непрерывность. Сегодня знания устаревают быстро. Работая даже, например, бухгалтером, человек лет за пять должен выйти на качественно иной уровень подготовки. Кроме того, чем выше профессионализм, тем более специалист мобилен и готов к смене работы. Поэтому предприятию приходится думать о механизмах восполнения кадровых потерь и быстрой адаптации новых сотрудников. Важный фактор адекватного уровня знаний в компании - постоянно действующая программа повышения квалификации.
Взвешенность. Необходима рационализация сочетания полезности, качества и цены. Жизнь требует обучения, конкретно "заточенного" для нужд своего предприятия. Организация корпоративного обучения позволяет с наименьшими затратами создать программы именно для своих сотрудников. Финансирование же универсально-полезного обучения приходится осуществлять с повышенной осторожностью.
Целенаправленность. Чем лучше сотрудники взаимодействуют друг с другом, тем выше эффективность работы. Для этого важно повышать квалификацию по единым методикам. Жизнь показывает: целенаправленное корпоративное обучение существенно увеличивает конкурентоспособность бизнеса.
Профессиональность. Полезно стратегическое сотрудничество с теми, кто специализируется на краткосрочном бизнес-образовании. Многие посылают сотрудников на разнообразные семинары, где участвуют представители множества организаций. Но продвинутые компании уже осознают недостаточность такого обучения. Гораздо эффективнее заказывать корпоративную программу.
Квалифицированный партнер - гарант качественного обучения. Прежде всего необходимо выявить потребности различных групп персонала и найти достойных партнеров по обучению. Причем чем выше образовательный уровень группы обучаемых, тем сложнее эти задачи. Например, проблемы выбора партнера для отработки стандартных навыков (типа тренинга для горничных в гостинице) отличаются от организации обучения финансовых специалистов. В одном случае заказчик сам может пройти путь от выявления потребности до постановки задачи перед "обучателем", в другом уже на этой стадии нужна помощь квалифицированного партнера. Отсюда главная проблема - найти достойных партнеров в каждой сфере необходимого обучения.
МВА не панацея. По оценкам экспертов, мировой рынок бизнеc-образования составляет $100 млрд, а потенциальный объем российского рынка бизнес-образования в "золотые годы" составлял $20-25 млн, и сейчас, после кризиса, он снова быстро растет.
Россия двинулась к общепринятым реалиям рыночной экономики всего два десятка лет назад. За это время сознание россиян ежегодно эволюционировало, за пару лет осваивая то, на что первопроходцы тратили десятилетия. Но процесс этот шел и идет очень неравномерно. В бизнес-образовании, перенимая чужой опыт, важно понимать, что не только бизнес вообще, но и каждое предприятие в частности проходит все стадии, но своего - национального развития. Главное понять, на каком этапе находитесь вы и ваша рабочая сила в компании, отрасли и регионе. В зависимости от этого можно оценить, чему сейчас важнее учить.
Весьма интересный западный опыт - обучение на получение международных дипломов/сертификатов. Любая квалификация нуждается в формальных документах. Квалификация, подтверждаемая дипломом международной профессиональной организации, на сегодняшний день является прагматичной альтернативой МВА и другому дорогостоящему долгосрочному универсальному обучению.
Содержание программ утверждается авторитетными профессиональными международными организациями, они же подтверждают полученные квалификации. Ряд международных организаций уже сертифицировал русскоязычное обучение. Подготовка к экзаменам для получения этих квалификаций занимает в среднем от 48 до 120 академических часов. Ее осуществляют центры краткосрочного бизнес-образования. Как правило, центры также проводят обучение по краткосрочным программам повышения квалификации. Такие программы представляют наибольший интерес для специалистов, так как позволяют "поддерживать тонус" в профессии.
Краткосрочное бизнес-образование набирает обороты. Интеграция с современным миром делает все более популярным подтверждение профессионализма дипломом о международной квалификации. Кроме роста масштаба обучения по существующим русскоязычным версиям международных квалификаций (ДипИФР, IAB и т.д.) можно ожидать появления новых. Например, "Дипломированный внутренний аудитор" (CIA).
Непрерывное образование становится нормой жизни. Но единоразовое дорогостоящее долгосрочное обучение рационально лишь в определенных обстоятельствах. Корпоративные университеты чаще всего эффективны в обучении массовым профессиям, нужным в данной компании: операционисты, электрики и т.д. Для иных видов повышения квалификации они могут действенно выполнять лишь организационные функции. Поэтому отмечается рост сотрудничества бизнеса и краткосрочного бизнес-образования. Для эффективного повышения квалификации сотрудников бизнесу полезно иметь стратегических партнеров в данной сфере. Как показывает многолетний опыт ЭПШ ФБК, отношения длиной в год позволяют проводить не только семинары, но и целые программы обучения, специально "заточенные" под конкретную компанию.