04.04.2011 23:45
    Поделиться

    Работники топливно-энергетического комплекса Башкортостана опасаются увольнений

    Обращения граждан в различные инстанции заставили контролирующие органы внимательнее приглядеться к ситуации в нефтяной и нефтехимической отраслях республики.

    Начиная с конца прошлого года, в самые разные инстанции стали поступать заявления бывших рабочих нефтехимических предприятий. Сегодня в одной только Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан их насчитывается около 300.

    Суть проблемы в следующем. На каждом предприятии есть профессии, которые считаются вредными для здоровья. За работу во вредных условиях человеку по закону предоставляются определенные льготы, и среди них - дополнительный оплачиваемый отпуск. В случае же увольнения такой отпуск должен компенсироваться в денежной форме. Так вот, несколько сотен рабочих, уволившихся в разное время и отработавших именно на вредных производствах, высказывают одну и ту же претензию - им при увольнении не выплатили компенсаций за положенный дополнительный отпуск.

    - Получив первые заявления и установив, что указанные в них факты подтверждаются, мы начали проверку по всему нефтеперарабатывающему комплексу, - рассказал "РГ" исполняющий обязанности руководителя госинспекции труда в Башкирии Андрей Цибизов. - Людям, работающим на вредных производствах, дополнительные отпуска не предоставляются полностью с 1992 года. А те, кто в этот период уволился с завода, не получили соответствующую компенсацию.

    Прояснив ситуацию, инспекторы направили на заводы предписания с требованием, в частности, выплатить компенсацию за недополученный дополнительный отпуск всем уволившимся с вредных производств. Однако предприятия с подобной постановкой вопроса не согласились и обратились в суд. На первом заседании, состоявшемся 24 марта в Советском районном суде Уфы, заявление одного из таких предприятий было удовлетворено и предписание Государственной инспекции труда отменено.

    - Подобное решение может быть принято, если ситуацию воспринимать как трудовой спор, и для него действительно существует трехмесячный срок давности, - говорит Андрей Цибизов. - Однако в нашем случае, считаю, никакого спора нет в принципе, ситуация однозначная: работодатель в соответствии с Трудовым кодексом должен либо предоставить дополнительный отпуск, либо выплатить компенсацию за него, если человек увольняется.

    Теперь Госинспекция намерена обжаловать решение районного суда в вышестоящей инстанции.

    Впрочем, несколько работников одного из уфимских нефтехимических предприятий в аналогичной ситуации смогли отстоять свои интересы. Об этом корреспонденту "РГ" рассказал старший помощник прокурора Орджоникидзевского района Уфы Илья Дмитриев.

    - Мне пришлось рассматривать жалобу, суть которой была в следующем: примерно 10 человек, работавших в должности чистильщиков - а это вредное производство, - уволились в разное время с предприятия, и никто из них компенсацию не получил, - говорит Илья Дмитриев. - Им предложено было обратиться от своего имени в суд по месту нахождения ответчика. Дело они выиграли, их правоту подтвердили и вышестоящие инстанции. Орджоникидзевский суд принял во внимание обстоятельство, что люди в любом случае заработали эти деньги. А неиспользованные отпуска могли сказаться на их здоровье. Поэтому при вынесении решения временные рамки не учитывались.

    Всего в группе нефтехимических предприятий Уфы работает примерно 12-14 тысяч человек, и, учитывая специфику отрасли, речь может идти о сотнях обделенных.

    Если нефтепеработчики волнуются о недополученных компенсациях, то у сотрудников предприятий, связанных с добычей "черного золота", другая проблема - будет ли у них работа? Речь идет об оптимизации так называемых сервисных подразделений, о необходимости которой заявило руководство ведущей нефтедобывающей компании региона. Три года назад подобных подразделений было 70, в начале 2011-го - лишь 40, а к концу третьего квартала должно остаться 10. Большинство из них располагаются в относительно небольших городах и поселках республики. Всего сегодня в сервисных подразделениях трудится 16,5 тысячи человек.

    - Большая часть трудовых коллективов будет заниматься той же работой, что и прежде, - говорит председатель республиканского отраслевого профсоюза Валерий Сафиханов. - В основном под высвобождение на этом этапе попадут работники аппарата сервисных организаций. Общее количество сокращаемого персонала я пока назвать не могу, но предварительно озвучивалась цифра в две тысячи человек.

    В первой половине марта в правительстве РБ состоялось специальное заседание рабочей группы, на которой рассматривались меры, необходимые для предупреждения экономических и социальных последствий подобной оптимизации.

    - С точки зрения закона к нефтедобытчикам претензий нет, - считает начальник отдела трудовых отношений и социального партнерства министерства труда и социальной защиты населения Раиса Луцет. - Работников предупреждают вовремя, они получают все необходимые компенсационные выплаты. Другой вопрос, что сервисные организации расположены на территориях, где практически нет других предприятий, тем более с такой высокой заработной платой.

    - Принято стратегическое решение в ближайшие три года не обращаться за сервисными услугами к организациям за пределами республики, - заявил, комментируя решение о реструктуризации, один из вице-президентов нефтедобывающей компании Владимир Ильясов. - Иначе число сокращенных наших специалистов вырастет.

    Справка "РГ"

    В Башкирии более 39 тысяч человек состоят на учете в службе занятости. Уровень официальной безработицы на 1 января 2011 года составил около двух процентов от общего числа экономически активного населения. 80 процентов жителей региона получают заработную плату менее 20 тысяч рублей, это на четверть меньше, чем в среднем по России. Кроме того, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума продолжает оставаться достаточно высокой и к концу 2010 года по предварительной оценке составила 11 процентов.

    Поделиться