Руководство Министерства транспорта России и Ростовской области достигли договоренности о начале реализации в нынешнем году проекта "Южный хаб" - строительства на Дону перспективного аэропортового комплекса, способного перевозить до 8 миллионов пассажиров.
Местом его размещения определена площадка в Аксайском районе, на территории Грушевского сельского поселения. Хаб планируется разместить между Ростовом и Новочеркасском, вдоль федеральной трассы М-4 "Дон". Новая площадка позволит спроектировать две взлетно-посадочные полосы длиной 4200 метров, сделав их пригодными для посадки тяжелых широкофюзеляжных аэробусов, которые будут возить болельщиков на матчи чемпионата мира по футболу в Ростов в 2018 году.
Ныне действующий аэропорт южной столицы будет закрыт, а его территория отойдет под жилищную застройку.
В настоящее время аэропорт Ростова находится в черте города, а его ВПП слишком коротка для приема больших самолетов. Вот почему пришлось искать новое место для главных воздушных ворот Дона с возможностью создания на его базе основного авиапассажирского узла юга России.
Долгое время основной площадкой для размещения Южного хаба считался бывший военный аэродром Ейского летного училища под Батайском, в 12 километрах от Ростова. Однако теперь от этой идеи отказались. Специалисты обратили внимание на неблагоприятную розу ветров на территории военного аэропорта и многочисленные жилые строения вокруг предполагаемого хаба.
Согласно проекту новый аэропортовый комплекс будет обладать на первом этапе пропускной способностью более восьми миллионов человек и 70 тысяч тонн грузов в год с возможностью наращивания пассажиропотока до 10-12 миллионов человек. Аэродром будет иметь класс "А", а аэропорт - первый класс. Проект строительства аэропортового комплекса "Южный" включен в ФЦП "Развитие транспортной системы России в 2010-2015 годах".
В областном минтрансе сейчас рассматривается вопрос о возобновлении внутрирегиональных воздушных перевозок. Согласно проекту стратегии транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года, на Дону должно быть построены десять аэропортов, способных принимать малую авиацию и самолеты местных авиалиний, на что выделяется порядка 400 миллионов рублей. Всего на развитие объектов инфраструктуры воздушного транспорта в Ростовской области в ближайшие десять лет планируется потратить порядка 31 миллиарда 700 миллионов рублей.
Новый аэропорт должны начать строить в 2013 и закончить в 2015 годах. Стоимость проекта оценивается в 25 миллиардов рублей, из которых девять выделит государство, один - Ростовская область, а 15 - инвестор, который еще не определен. Параллельно рассматривается вопрос о прокладке к будущему аэропорту скоростной железнодорожной магистрали из Ростова.
Существуют сомнения в сроках реализации проекта из-за его повышенной сложности.
- Теоретически за два года можно построить современную взлетно-посадочную полосу, можно даже построить не очень большой терминал, - заметил руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. - Но создать за два года мощный транзитный узел со всеми наземными службами и необходимой инфраструктурой невозможно.
К тому же, как сообщил "РГ" начальник отдела общественных связей Министерства транспорта РФ Тимур Хикматов, официального решения о месте размещения будущего Южного хаба пока не принято. Советник руководителя Росавиации Сергей Извольский подтвердил, что вопрос о хабе не прошел все необходимые согласования и будущее расположение его в Аксайском районе Ростовской области пока нельзя считать свершившимся фактом.