Как изменилась за четверть века ситуация в районах, пострадавших при чернобыльской катастрофе? Сколько в действительности погибло ликвидаторов и почему эксперты расходятся в оценках? Вчера в Российской академии наук на эту тему провели симпозиум.
Приуроченное к 25-летию аварии на ЧАЭС мероприятие значилось в планах Института проблем безопасного развития атомной энергетики как сугубо научное. Но то, что случилось три недели назад на японской АЭС "Фукусима", и последовавшие за тем события взбили градус дискуссии и повернули ее к самым актуальным проблемам.
Где та черта, которую нельзя переступать, когда имеешь дело с ядерными технологиями: это, пожалуй, главный тезис, к которому так или иначе обращались все выступавшие. Директор ИБРАЭ Леонид Большов напомнил, что до событий на "Фукусиме" 80 процентов всей атомной генерации в мире приходилось на десять высокоразвитых стран. Этот выбор, по его словам, был добровольным, осмысленным и всесторонне взвешенным. Глядя на них, и другие государства вознамерились строить у себя АЭС. Тогда и заговорили об "атомном ренессансе"...
- Но в какой-то момент наступило "самоуспокоение", - акцентировал обратную сторону член-корреспондент РАН Виктор Сидоренко, много лет проработавший на руководящих должностях в минатоме и Госатомнадзоре. А где требования и самодисциплина снижаются, растет самонадеянность - верный предвестник беды. Она и грянула, явив всему миру, что даже в такой стране, как Япония, с высокой культурой производства, должного порядка в атомной отрасли обеспечено не было.
По словам Евгения Адамова, экс-главы минатома, то обстоятельство, что тяжелая авария на АЭС произошла именно в Японии, очень больно бьет по репутации атомщиков во всем мире и самым негативным образом скажется на перспективах атомной отрасли в европейских странах, США и у нас - в России.
Президент РНЦ "Курчатовский институт" и секретарь Общественной палаты академик Евгений Велихов призвал коллег встать на защиту пораженного в правах атомного надзора а нашей стране. "Если в России не будет по-настоящему независимого, авторитетного и обладающего достаточными ресурсами для осуществления своих полномочий надзорного органа, нам грозят большие неприятности", - заявил академик Велихов "Российской газете" и пообещал, что донесет такую обеспокоенность и до законодателей, и до главы государства.
Акцент
"Безопасность атомной энергетики выше национальных границ" - такое требование в связи с событиями на "Фукусиме" выдвинули эксперты в области атомного надзора из десяти государств, включая Россию. Полный текст заявления "Никогда больше", направленный ими в МАГАТЭ и переданный руководству РАН, читайте на сайте "РГ".