Высокие мировые цены на нефть подняли стоимость бензина в Европе и США

Цены на нефть на мировых рынках остаются тревожно высокими. "Черное золото" марки Брент достигло 120,9 доллара за баррель и потянуло за собой в некоторых регионах цены на бензин.

В США они взлетели почти до 4 долларов за галлон. Однако это даже не полцены того, что уже платят потребители в Европе. Кстати, по меркам США, бензин там стоит на наши деньги 25 рублей за литр. И это больше, чем в России, где пока поднялась только оптовая цена.

Тем временем, с начала антиправительственных выступлений в Ливии нефть подорожала уже почти на 30 процентов. И российские эксперты уверены в необходимости капитального реформирования внутреннего топливного рынка страны.

"Цены на бензин можно сдерживать более эффективно и без искусственного вмешательства государства, как это происходит у нас в стране, - рассказал "РГ" ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. - Но для этого нужно либерализовать наш топливный рынок, где сейчас ценообразование находится под влиянием интересов региональных нефтяных монополий". По словам эксперта, это значит, что нужна здоровая конкуренция, прозрачность рынка, оптимизация налогового режима на внутреннем рынке. Борьба с коррупцией и региональными посредниками.

И этого не добиться без привлечения в нефтепереработку независимых от добычи нефти компаний. "Нужна также общенациональная система мониторинга сектора, в частности, в сегменте ценообразования, - уверен Абзалов. - Скажем, если какой-нибудь НПЗ находится на плановом ремонте, то благодаря системному распределению свободных энергопотоков на другие заводы можно избежать взлета цен в этом регионе", - полагает специалист. Нерешенной остается технологическая и модернизационная сторона вопроса.

"Сложно сравнивать нашу ситуацию с другими странами. Мировой мерки в этом вопросе нет. Мы, скорее, где-то посередине в ценовом вопросе. Однако уверен, что наши цены на бензин для населения остаются чрезмерно несправедливыми, - рассказал "РГ" президент Союза нефтегазовых промышленников России Геннадий Шмаль. - Почему наш рядовой гражданин должен тратить до 10-12 процентов своего дохода только на содержание отечественного автомобиля? Тогда как в Европе с их зарплатами это всего 2 процента?"

По словам эксперта, нужно не просто строить новые НПЗ и АЗС, а улучшать и удешевлять методы отечественной нефтепереработки, которая в разы уступает мировым аналогам по производственным показателям.