Идея фестивалей в Интернете назрела - на наших глазах рождается новый тип общения зрителей с кино, театром, изобразительными искусствами. Только недавно в Сети с успехом прошел фестиваль французских фильмов, традицией стали виртуальные экскурсии в крупнейшие художественные музеи мира, и уже первые театры рискнули запустить в Интернет свои спектакли, расширяя таким образом свою аудиторию до размеров земного шара.
"Российская газета" проводит свой первый Интернет-кинофестиваль. Мы назвали его "ДУБЛЬ ДВ@". Смысл названия прост. Большинство российских фильмов, снятых в постсоветский период, остались неизвестными большинству зрителей. Некоторые из них вышли минимальным тиражом в три-четыре копии, были показаны только в крупнейших городах и практически не дошли до зрителей всей огромной страны. Некоторые были показаны по телевидению - но и ТВ, за исключением Первого канала и канала "Россия", недоступно большинству населения России. А некоторые из картин вообще не были показаны никогда и никому: в стране образовалась новая "полка", на которой умирают фильмы, но это работа уже не партийной цензуры, а близорукого коммерческого расчета, имеющего в виду только немедленную прибыль.
Между тем за 20 лет существования новой России в стране было снято много картин, рассчитанных на долгую жизнь и ее заслуживающих.
Наша задача - привлечь внимание к таким фильмам. Сделать их доступными для максимального числа зрителей. Не только для просмотра, но и для обсуждения. Интернет для этого - превосходная площадка: он проник уже в самые отдаленные уголки нашей страны, российский фильм становится доступен в любой части планеты. Поэтому мы демонстрируем фильмы, за немногими исключениями, с английскими субтитрами и надеемся, что Интернет-пользователи нашей страны и зарубежья будут активно использовать открывшуюся возможность познакомиться с незаслуженно забытыми российскими лентами. Мы надеемся также на их активное участие в Интернет-форуме нашего фестиваля, где будут публиковаться зрительские отзывы на русском или английском языке.
Для авторов наиболее интересных рецензий и отзывов, присланных на сайт www.rg.ru, учреждены ценные призы.
В Интернете будет проводиться и рейтинг показанных фильмов: пользователи-зрители могут ставить просмотренной картине свои оценки по 10-балльной системе. На основании этого голосования будет определен фильм - обладатель приза зрительских симпатий.
Проект этого фестиваля - авторский, то есть отбор фильмов допускает субъективность предпочтений. Автор проекта обозреватель "РГ" Валерий Кичин не предлагает здесь то, что называют "радикальным кино", артхаусом для узкого круга. Критерии отбора: потенциальная массовость фильма, сочетание высоких художественных достоинств с серьезностью авторской мысли и доступностью киноязыка. В противовес кинопрокату, где идут в основном боевики и фэнтези, в наш фестиваль намеренно включены фильмы разных жанров: драма и комедия, футуристический прогноз и антиутопия, притча и сказка... К 20-летию нового российского кино мы выбрали первую порцию картин - участниц фестиваля, из всего объема произведенной за два десятилетия кинопродукции. Выбрали лучшее, хотя многое из того, что хотелось бы показать, пока осталось за пределами фестиваля - нельзя объять необъятное.
Фестиваль проходит на сайте www.rg.ru с 18 по 28 апреля. Церемония открытия - 18 апреля в конференц-зале "Российской газеты" с участием авторов фильмов и прессы.
Каждый из фильмов программы доступен для просмотра в течение суток. В 16 часов каждого дня фильм сменяется новым. На сайте размещены также информационные материалы о программе, интервью с создателями фильмов, и мы надеемся, что в результате активности наших читателей-зрителей будет постоянно пополняться Интернет-форум фестиваля.
Материалы фестиваля будут появляться также в ежедневной "Российской газете" и ее приложении "Неделя".
1-й Интернет-фестиваль "ДУБЛЬ-ДВ@" мы рассматриваем как эксперимент. Никто пока не знает, какую аудиторию он сможет привлечь, и в какой мере эта аудитория будет следить за ходом его программы и развитием его "сюжета". Мы исходим из гипотезы, что качественное отечественное кино исчезло с экранов не в силу его невостребованности публикой, а из-за неверных представлений прокатчиков об интересах зрителей, заведомого занижения планки. Мы уверены, что не только спрос формирует предложение, но и предложение способно влиять на спрос.
Если мы окажемся правы в своих надеждах, если публика с интересом отнесется к нашей инициативе, фестиваль, вполне возможно, станет традиционным. Лиха беда начало…