Новости

08.04.2011 08:26
Рубрика: Экономика

Расправить крылья

Почему российской авиации тесно в мировой авиационной системе

Интенсивность полетов над территорией Северо-Запада за последние четыре года существенно выросла. В небе над регионами округа проходит много воздушных трасс, в том числе трансполярных и транссибирских. И естественно, наряду со всеобщей модернизацией воздушного сообщения страны изменения коснутся и СЗФО.

С 1991 года по Росси в целом сократилось количество гражданских аэропортов с 1300 до 323, однако на Северо-Западе практически нет изменений, кроме небольшого сокращения площадок коммерческой гражданской авиации и увеличения площадок авиации общего назначения (некоммерческой). На территории, подведомственной региональному управлению "Росавиации" (8 округов СЗФО, за исключением Коми, НАО и Архангельской области), зарегистрировано 242 единицы авиационной техники, за три последних года эта цифра возросла на 25 процентов.

Что касается компаний коммерческой гражданской авиации, то здесь растет спрос на услуги низкобюджетных, или low-cost, компаний. По словам Гринченко, таких компаний по Северо-Западу стабильно работает девять, но в Питере их больше - в Пулково летают десятки подобных фирм со всего мира. Собственно российских низкобюджетных компаний у нас функционировало две - Sky Express и "Авианова", но, по последним данным, вторая на время прекратила полеты.

- Пока у нас не существует условий для низкобюджетных компаний, и это связано с определенными проблемами, - рассказал начальник Северо-Западного межрегионального территориального управления "Росавиации" Олег Гринченко, - трудности в основном экономические и не связаны с нашим авиационным законодательством.

В рамках транспортной стратегии России до 2030 года авиацию страны ждет переход на новую систему вертикального эшелонирования (распределения воздушных судов в полете по высоте).

- Цели перехода на новый способ эшелонирования - это повышение производительности труда и рентабельности транспортной системы, снижение доли авиационного транспорта в загрязнении окружающей среды, интеграция в мировую авиационную систему, - пояснил Олег Гринченко, - внедрение нового способа предполагает изменение всей существующей структуры воздушного пространства.

В результате модернизации пропускная способность к 2015 году увеличится в 1,8 раза

Сокращение вертикальных интервалов в полете между самолетами повышает пропускную способность в условиях высокой интенсивности полетов. А это, в свою очередь, позволит сократить задержки вылетов приблизительно на 40-45 процентов, сэкономить до 5 процентов топлива, снизить выброс вредных веществ в атмосферу на 3 процента, создать "бесшовное" воздушное пространство с сопредельными государствами - все это будет основным шагом к интеграции в мировую авиационную систему. Дело в том, что в 40 странах Европы уже работает система вертикального эшелонирования, и при подходе к границе России возникает "шов", когда иностранным самолетам приходится перестраиваться на нашу систему распределения самолетов в воздухе. Сейчас при высоте 8100 метров интервал между самолетами составляет 500 метров, по новой системе он составит лишь 300 метров, как принято в Европе. Это "сэкономит" воздушное пространство и увеличит проходимость. Представители регионального управления "Росавиации" сообщают, что после реорганизации на воздушных маршрутах появятся шесть дополнительных эшелонов (коридоров), а это - новые точки пересечения госграницы, которые позволят увеличить интенсивность полетов.

По программе модернизации транспортной системы России на период 2010-2015 годов для авиации предусмотрены задачи, в основном направленные на безопасность полетов, - это усовершенствование и реконструкция инфраструктуры аэропортов и организация единой системы воздушного движения. Финансирование программ проходит за счет как федерального, так и регионального бюджетов. Основные объекты, на обновление которых будут выделены средства, - это взлетно-посадочные полосы, светосигнальное оборудование, места стоянок, дорожки. Ожидаемый результат - повышение уровня безопасности авиации в 1,5 раза и увеличение пропускной способности в 1,8 раза к 2015 году. Все это, как и новая модель эшелонирования, служит в итоге одной цели - адаптироваться в международной авиационной системе.

Кстати

Совет Федерации ФС РФ недавно одобрил внесение изменения в Воздушный кодекс РФ, наделяющего федеральные органы исполнительной власти полномочиями по оказанию услуг в области гражданской авиации, ценообразования и государственного регулирования тарифов и сборов. По словам председателя профильного комитета палаты по промышленной политике Валентина Завадникова, принятие нового закона поможет совершенствованию госрегулирования тарифов на услуги в области гражданской авиации, а также даст возможность в более полной мере соблюдать установленные нормы Конвенции о международной гражданской авиации и международные требования в отношении аэропортовых и аэронавигационных сборов. Положения, определяющие правовую природу сборов за услуги в области гражданской авиации, до этого в российских законах не присутствовало.

Экономика Транспорт Авиатранспорт СЗФО