07.04.2011 23:32
    Поделиться

    Конституционный суд попытался разобраться, какая модель местного самоуправления больше подходит России

    Реформа органов власти местного самоуправления приносит не только "цветочки" в виде новых постов, но и "ягодки" - слушания в Конституционном суде.

    Вчера в КС изучали на соответствие Основному Закону положения пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

    - Я собирался баллотироваться в 2012 году в депутаты Наро-Фоминского муниципального района Московской области, а внезапным досрочным прекращением полномочий был лишен этой возможности, - негодовал заявитель Николай Савостьянов.

    У Конституционального суда нет любимых конфессий

    Дело в том, что в этом районе изменили способ формирования представительных органов власти: по инициативе Совета депутатов сельского поселения Веселевское, поддержанной двумя третями таких же местных "парламентариев", Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района перестали избирать напрямую с осени 2009 года, а составили из глав поселений и депутатов представительных органов таких же поселений, как и это Веселевское. Подобное не редкость в России, как выяснилось, точно так же сформированы все органы власти местного самоуправления в Кабардино-Балкарии и Татарстане. А представитель президента в КС Михаил Кротов сообщил, что такая двухуровневая система есть еще в Албании, Индии, Панаме, Эквадоре, ЮАР.

    Но в Наро-Фоминске нарушили и массу юридических ограничений, например, закон требует после решения о самороспуске назначить новые выборы, а этого сделано не было. Судья КС Гадис Гаджиев поинтересовался у заявителя, как жителям объяснили необходимость замены одного принципа избрания другим. "Да никто не говорил нам, что этот принцип плох, - заявил Савостьянов, - они даже не были готовы к переходу".

    - А населению в районе жить стало лучше, так сказать, веселей? - спросил судья КС Сергей Казанцев.

    - Изменений в лучшую сторону не видно, - грустно сказал Савостьянов, - зарплату учителям снизили на 30-40%. Улицы не убирают, очереди в поликлинике гигантские, меньше стало выявленных случаев коррупции. Они ведь теперь сами сидят и обсуждают, что кому сделать, а потом сами перед собой отчитываются. Нет, жить лучше, веселее не стало.

    Кротов же привел массу преимуществ новой системы: эта модель обеспечивает баланс интересов жителей городских и сельских поселений плюс баланс интересов жителей больших и малых поселений в составе одного района, а также позволяет экономить бюджетные расходы и привлекать профессионалов к управленческой деятельности. Что касается легитимности, то представитель президента подчеркнул, что новые члены совета фактически дважды избраны: "Один раз их избирали, скажем, в поселковый совет, второй раз - для делегирования на районный уровень". "Делегированные были избраны для решения вопросов поселенческого характера, никто их не уполномочивал для решения вопросов муниципального района", - возразил Николай Савостьянов.

    Заявитель также указал, что в оспариваемой им норме 131-ФЗ не прописана четко процедура возвращения к прямым выборам, и обязательный учет мнения граждан при изменении процедуры формирования представительной власти в муниципальном районе.

    "Сегодня Благовещение, и я надеюсь, что КС даст благую весть жителям Наро-Фоминского района и жителям России, - заключил Савостьянов, - ведь на основании этого прецедента могут быть распущены все представительные органы местного самоуправления и заменены органами, сформированными по принципу делегирования".

    - Мы назначили судебное заседание не с целью подчеркнуть преимущество одной конфессии перед другой, - жестко одернул его председатель КС Валерий Зорькин.

    "Что касается благих вестей, - задумчиво заметил Алексей Александров, представлявший Совет Федерации, - сам факт рассмотрения этого дела укрепляет доверие людей к правовому государству".

    Решение по делу будет вынесено в течение месяца.

    Поделиться