По данным диспансеризации, больных детей в школах не так уж и много - 14-15%, но еще примерно столько же школьников не могут хорошо учиться из-за сниженной работоспособности, стрессоустойчивости, повышенной утомляемости.
Как считает заведующая кафедрой Государственного института новых форм обучения Серафима Чечельницкая, причины такого состояния организма - сугубо социальные. Институт провел исследования 5 тысяч детей в Вологде, Петропавловске-Камчатском и Москве, которые показали: у детей, которым родители не уделяют должного внимания, успехи в школе снижены почти в 4 раза. Причем не важно, по каким причинам родители не занимаются ребенком - ведут асоциальный образ жизни или заняты бизнесом 24 часа в сутки.
- К примеру, трудности в обучении есть в целом у 11% школьников. Среди социально безнадзорных таких 49%, - говорит Серафима Чечельницкая. - Иногда дети становятся троечниками и двоечниками просто потому, что не могут полноценно отдохнуть дома или не успевают позавтракать утром. На первых уроках они просто спят.
Таким детям очень нужна помощь педагогов и социальных психологов. Но вся беда в том, что школьных учителей и, как ни странно, даже врачей тоже надо постоянно просвещать в вопросах физиологии.
- В определенном возрасте у подростков могут проявиться симптомы, которые врачи квалифицируют как вегето-сосудистую дистонию, в то время как это особенности развития. Детей с таким диагнозом у нас около 3%. Дальше происходит феномен "научения болезни", когда человеку рассказывают, что он должен чувствовать, что его должно беспокоить. Со временем у подростка действительно может развиться дистония, - говорит Чечельницкая.
Учителям надо рассказывать о том, что в 14-16 лет большинство школьников страдают железодефицитной анемией, и в голове у подростков не ветер, а дефицит кислорода. Ему надо не двойку ставить, а отправлять на биохимический анализ крови. Школу винят в том, что она провоцирует число нервных заболеваний. Между тем она просто становится дополнительным источником стресса, связанным с физиологическими процессами. По мнению Чечельницкой, подросткам ставят диагнозы, которые ничем не обоснованы.
Преподаватели физкультуры тоже обязаны пройти ликбез. Уроки в школах организованы так, что физического развития детей не происходит. Школьники показывают одни и те же результаты в 1-х и 11-х классах. У современных детей, к примеру, совсем не развиты мышцы плечевого пояса и брюшного пресса, не меняются показатели гибкости и ловкости. Зато с каждым годом портится осанка. Причем особенно страдают этим дети в неполных семьях, таких 63%, и в семьях, где матери имеют высшее образование, этих детей 78%. По мнению физиологов, на уроках физкультуры для каждого ребенка должна быть индивидуальная программа развития.