Война в Ливии все больше грозит перерасти в долгосрочную и выматывающую кампанию.
Противники, вроде бы готовые к переговорам, предлагают друг другу заведомо неприемлемые условия. Пока все дипломатические контакты оборачиваются неудачами.
Полковник Каддафи, расчувствовавшись после объявления США о выходе из операции, послал президенту Бараку Обаме письмо. В госдепе этот пример эпистолярного жанра назвали "напыщенным и безграмотным". Например, Каддафи обращался к главе США исключительно по полному имени (Барак Хусейн Абу Обама), да еще и написанному на арабский манер. В очередной раз назвав президента США "нашим сыном", глава Джамахирии призвал того пойти еще дальше и убедить коалицию вообще прекратить бомбардировки.
Правда, уступки, на которые Каддафи был бы готов пойти ради такого решения, разглашены не были. Но какая уж разница, если США все равно не согласились?
Госсекретарь Хиллари Клинтон сначала напомнила, что действия, которых ждут от Каддафи, не тайна. Это отставка со своего поста и вывод из городов лояльных ему войск. А потом Клинтон со своим итальянским коллегой Франко Фраттини обсудила варианты изгнания Каддафи из Ливии. Правда, предсказать, когда это может произойти, она отказалась.
Еще одна мера поддержки повстанческого движения Ливии со стороны США - выделение 47 миллионов долларов гуманитарной помощи. Она будет направлена населению, пострадавшему от боевых действий. Кроме того, американское правительство отправило в восточные районы Ливии медицинских работников, лекарства и различные припасы.
Одним из новоприбывших в Бенгази американцев стал спецпредставитель США по диалогу с ливийской оппозицией Крис Стивенс. Ему предписано разобраться, чем США могут помочь противникам Каддафи.
Впрочем, Белый дом все же пытается решить ливийский конфликт мирным путем. В Триполи направился конгрессмен-республиканец Курт Уэлдон. Белый дом, да и сам Уэлдон в колонке для The New York Times утверждают, что визит носит исключительно частный характер, мол, конгрессмена пригласил старый товарищ Каддафи. Но именно такое нарочитое стремление опровергнуть официальную сторону поездки наводит на подозрения, что Уэлдон полетел в Триполи не просто так.
Уэлдон уже имеет положительный опыт переговоров с лидером Джамахарии. В 2004 году именно он договаривался с полковником об отмене западных санкций за отказ Ливии от ядерной программы. Как стало известно корреспонденту телеканала CNN Нику Робертсону, устами Уэлдона США потребует от Каддафи немедленного прекращения огня, вывода правительственных войск из городов и беспрепятственного доступа гуманитарных организаций во все населенные пункты Ливии.
Но самое главное - это, естественно, самоустранение Каддафи. Если он на него пойдет, то американцы обещают поспособствовать назначению вождя на пост почетного председателя Африканского союза. Руководство страной перейдет коалиционному правительству под руководством нынешнего премьера Багдади Али аль-Махмуди и лидеров оппозиции. Кроме того, независимая международная комиссия подготовит проведение парламентских выборов, в которых сможет принять участие сын Каддафи Сейф аль-Ислам.
В самой Ливии сместился акцент военных действий. Если раньше противники пытались отвоевать друг у друга города, то теперь они сражаются за нефтяные месторождения. Противоречивые сведения поступают о ситуации на крупнейшем из них в местечке Сарир на юго-востоке страны. Сначала заместитель министра иностранных дел Ливии Халед Каим обвинил британскую авиацию в налете на этот город, пока еще контролируемый правительством. Спустя сутки его слова опроверг представитель Переходного национального совета Абдель Хафиз Гуга. Он заявил, что Сарир находится под контролем повстанцев и никакого авианалета на него не было. Напротив, войска Каддафи подвергли месторождение артиллерийскому обстрелу так же, как и месторождения в Миссале и Вахе. По словам Гуги, нападение привело к тому, что ополченцы были вынуждены прекратить добычу нефти.
Версия Гуги кажется более реальной. Скорее всего, сторонникам Каддафи очень не понравилось то, что повстанцы начали продажу нефти. Нефтеналивной танкер покинул контролируемый оппозицией порт Тобрук впервые после начала восстания в среду вечером. Кто стал покупателем ливийской нефти, не сообщается, но известно, что гарантом сделки выступает Катар. Именно туда будет доставлено "черное золото", чтобы проследовать в конечный пункт назначения.
Между тем
Противоборствующие стороны ведут друг против друга активную информационную кампанию. Официальный Триполи приказал двадцати иностранным журналистам покинуть Ливию в течение 24 часов. Кроме того, новые визы журналистам, желающим попасть в Ливию, выдавать не будут.