Новых российских полицейских станут скрупулезно проверять на психологическую и профессиональную пригодность, изучать их биографию, связи и доходы.
А подготовка сотрудников станет чередой практических тренингов, где будут отрабатываться реальные ситуации. То есть превращение милиции в полицию не ограничится банальной сменой вывесок.
Однако скептики уверяют, что любые, самые правильные преобразования могут разбиться о пресловутый человеческий фактор: мол, люди-то останутся прежними.
Как эту непростую проблему намерены решать в МВД, откуда брать честных, порядочных и высокопрофессиональных полицейских, рассказал в эксклюзивном интервью "Российской газете" министр внутренних дел России генерал армии Рашид Нургалиев.
Российская газета: Рашид Гумарович, вы заявили, что МВД кардинальным образом пересмотрело кадровую политику. В чем это заключается?
Рашид Нургалиев: Вызовы и угрозы ХХI века поставили перед органами внутренних дел новые, сложные и ответственные задачи. Чтобы успешно их решать, мы постоянно совершенствуем методы кадровой работы. В любом деле первичен человек. И от того, насколько эффективно и профессионально работает каждый конкретный сотрудник, зависит и конечный результат функционирования всей системы в целом. Президентом страны перед нами поставлена задача в кратчайшие сроки создать высокопрофессиональную полицию, отвечающую требованиям и ожиданиям граждан, способную противостоять новым угрозам безопасности общества и государства. Другими словами - сформировать новый правоохранительный институт, надежно защищающий жизнь, здоровье, права и свободы наших граждан, каждый представитель которого всегда готов незамедлительно прийти на помощь нуждающимся в ней людям.
РГ: Вы считаете, проблема в кадрах или все-таки в самой системе управления полицией? Что первично?
Нургалиев: Безусловно, дееспособность российской полиции будет зависеть от эффективности механизма управления.
Но в основе самого механизма стоит как раз человек. Человек высокой культуры, интеллекта, духовности.
Именно на это вот уже почти два года нацелены все наши усилия по совершенствованию кадровой политики, укреплению законности, дисциплины и профессиональной подготовки личного состава.
Коренным образом обновлена правовая база, регламентирующая нашу деятельность, в том числе и в области кадровой политики.
В частности, в июле прошлого года приняты федеральные законы, которые внесли существенные изменения в порядок отбора и прохождения службы в органах внутренних дел.
РГ: Речь идет об ужесточении условий приема в полицию?
Нургалиев: Не только. Во-первых, поставлен заслон перед желающими поступить на службу гражданами с судимостью, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям. Во-вторых, устранены правовые коллизии при увольнении сотрудников из органов внутренних дел в связи с грубыми нарушениями служебной дисциплины. Узаконены инновационные кадровые технологии, связанные с проведением психофизиологических исследований, тестирования на наличие алкогольной и наркотической зависимости.
Утвержден порядок оформления личного поручительства и категории должностей, при назначении на которые оно оформляется. Сформирован многоуровневый кадровый резерв и отработана система переподготовки вошедших в него сотрудников.
Кроме этого, развивается система патриотического и морально-нравственного воспитания, в основе которой заложены нормы и принципы, установленные Кодексом профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, принятым в 2008 году.
РГ: Увольнение сотрудников, тем более масштабное сокращение, процесс всегда непростой. Удается ли вам вести его наиболее безболезненно?
Нургалиев: С начала прошлого года общая штатная численность органов и подразделений внутренних дел сокращена на 12,2 процента. При этом основной упор делался нами на комлектовании органов внутренних дел высококвалифицированными кадрами, что позволило обеспечить устойчивое и эффективное функционирование всей системы МВД. В итоге в прошлом году почти на 5 процентов увеличилась доля сотрудников со стажем службы свыше трех лет. Сегодня таких более 81 процента. Значительно больше стало сотрудников с высшим образованием и специалистов юридического профиля. Что касается этого года, то нам предстоит сократить еще 10 процентов личного состава.
Но я смею заверить, что огульных увольнений не будет. Будут взвешенные решения по каждому конкретному сотруднику с учетом его квалификации, профессиональных и моральных качеств, личностных характеристик. Руководители всех уровней несут за это персональную ответственность.
РГ: Что будет с увольняемыми сотрудниками? Не окажутся ли сломанными многие судьбы?
Нургалиев: Это был первый вопрос, который встал перед нами после принятия решения о сокращении штатной численности. Сегодня в обществе периодически звучат опасения, что уволенные сотрудники могут остаться наедине со своими проблемами и пополнить ряды безработных. Понимая всю сложность ситуации, прикладываем необходимые усилия, чтобы этого не произошло. Наше моральное обязательство - оказать максимально возможное содействие каждому сотруднику в его адаптации после увольнения из органов внутренних дел. К тому же многие из тех, кто попадет или уже попал под сокращение, покинут наши ряды просто потому, что служба в полиции - это не их призвание. И таким людям надо помочь найти себя, дать возможность самореализоваться в другой сфере. В этих целях разработана ведомственная программа "Социальная адаптация сотрудников органов внутренних дел, уволенных в результате проводимых организационно-штатных мероприятий, на 2011-2012 годы", которая предусматривает комплекс мер по профориентации, переподготовке и трудоустройству увольняемых. Для координации ее реализации в МВД создана специальная комиссия, возглавляет которую заместитель министра Сергей Герасимов.
РГ: Но у такой комиссии должны быть реальные административные рычаги.
Нургалиев: Мы обратились с письмами к главам регионов с просьбой поддержать нас в данном процессе. Радует, что наша просьба была услышана. На сегодняшний день созданы межведомственные комиссии и рабочие группы при главах администраций и правительствах во всех субъектах Российской Федерации, которые задействуют ресурс всех имеющихся в регионе ведомств и организаций для трудоустройства увольняемых из МВД. В прошлом и текущем годах в указанные комиссии уже обратились порядка 4 тысяч человек, всем была оказана помощь. Кроме этого, во всех органах, подразделениях и учреждениях системы МВД организованы внештатные справочно-консультативные пункты по вопросам трудоустройства. В целом по стране их число превышает две тысячи. Установлены рабочие контакты с подразделениями Федеральной службы по труду и занятости, профессиональными союзами. Сотрудниками кадровых аппаратов ведется изучение рынка труда в регионах для определения наличия вакансий, возможных для замещения уволенными сотрудниками.
РГ: Вы - заместитель председателя аттестационной комиссии при президенте России. Много кандидатов в полицейские уже прошло через фильтры этой кремлевской комиссии?
Нургалиев: Напомню, что внеочередная аттестация предусматривает три этапа. Сейчас идет первый. Он касается сотрудников органов внутренних дел, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава.
В установленные главой государства сроки в комиссию при президенте России были направлены представления на более чем 300 сотрудников данной категории. 15 марта на первом заседании комиссии были рассмотрены 179 кандидатов. Из них, по итогам, рекомендованы 145 человек для прохождения службы в полиции. Остальные были отклонены или их рассмотрение было отложено по тем или иным причинам.
РГ: После аттестации они сразу назначаются на должность?
Нургалиев: Хочу особо отметить, что окончательное решение по назначению сотрудников высшего начальствующего состава принимает исключительно президент страны. Глава государства лично знакомится с представленными ему на утверждение заключениями, досконально изучает каждого кандидата. Ряд решений, как мы все видим, уже приняты. И первые генералы и полковники полиции уже назначены на свои должности. Среди них - руководители территориальных органов МВД по субъектам Северо-Кавказского федерального округа, главных управлений по городу Москве, Краснодарскому краю, управлений по Сахалинской, Владимирской, Ивановской областям и другие. Всего уже указами президента назначены 48 руководителей территориальных органов внутренних дел.
РГ: А когда дойдет очередь до остальных сотрудников?
Нургалиев: Для проведения второго и третьего этапов аттестации как в самом министерстве, так и в наших территориальных органах, необходимо сформировать аттестационные комиссии, в работе которых, кстати, будут в обязательном порядке принимать участие представители общественных советов при органах внутренних дел всех уровней, ветеранских организаций. Кандидатуры руководителей территориальных органов среднего звена будут рассматриваться на заседаниях координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации. Однако в их состав могут войти только те сотрудники, которые сами уже прошли данную процедуру и были назначены на должности. Таким образом, второй этап, а за ним и третий начнутся сразу же, как только внеочередную аттестацию пройдут все высшие руководители органов МВД из номенклатуры президента страны.
Вместе с тем у нас уже определен порядок, утверждены план и алгоритм проведения аттестации, разработаны методические рекомендации.
РГ: Насколько велика в целом очередь на переаттестацию?
Нургалиев: Всего центральной аттестационной комиссии МВД России, соответствующим комиссиям территориальных органов предстоит проверить около 900 тысяч сотрудников. При этом будут использоваться новые, повышенные критерии отбора на службу, установленные законодательством. В частности, Законом "О полиции". Также к данному процессу будут привлекаться представители общественных советов при органах внутренних дел, ветеранских организаций и постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации.
РГ: По какому принципу отбирались кандидаты для назначения на руководящие должности?
Нургалиев: Преимущественно все представленные к назначению на должности высшего начальствующего состава кандидаты входят в Федеральный кадровый резерв МВД. Его формирование осуществляется наиболее тщательно. Главной целью этой составляющей кадровой работы является подготовка руководителей органов внутренних дел новой формации: ответственных и инициативных, всесторонне подготовленных, морально и психологически устойчивых, располагающих необходимыми знаниями в области стратегического и инновационного управления.
Обеспечивается глубокое и всестороннее изучение будущих начальников, определяются лучшие, и из их числа комплектуются основные руководящие должности. Такой подход к работе с кадрами повышает мотивацию сотрудников к служебному росту и профессиональному самосовершенствованию.
РГ: И сколько у вас в резерве будущих полицейских начальников?
Нургалиев: В течение двух прошедших лет в списки федерального кадрового резерва МВД России было зачислено более 550 сотрудников. Только в прошлом году из их числа указами президента были назначены 37 руководителей органов внутренних дел. В настоящее время для усиления федерального кадрового резерва в свете реформирования ведется работа по дополнительному набору кандидатов и расширению его состава еще на 134 единицы.
РГ: То есть из опытных специалистов вы готовите профессиональных управленцев?
Нургалиев: Совершенно верно. Поэтому для развития управленческих навыков и повышения профессионального уровня сотрудников, зачисленных в кадровый резерв, в Академии управления МВД России в феврале прошлого года был создан специальный факультет. Разработана и реализуется особая учебная программа переподготовки, активно применяются передовые образовательные технологии, тренинги и мультимедийные средства обучения, практическая стажировка в органах внутренних дел. Предусмотрена абсолютно новая дисциплина - умение работать с прессой и лично доводить до общественности информацию о наиболее значимых событиях.
Всего через эти курсы уже прошло два потока слушателей общей численностью 100 человек. Сейчас на них обучаются еще 40 сотрудников.
РГ: В своем указе от 24 декабря 2009 года, с которого и началось реформирование МВД, президент России потребовал в том числе проводить ротацию полицейских начальников. Как это происходит?
Нургалиев: Механизм ротации является не только мощным инструментом распространения передового опыта управленческой деятельности, укрепления служебной дисциплины и законности, но и эффективной мерой противодействия коррупции. С переходом предыдущего руководителя на новое место службы и приходом другого начальника, как правило, происходит инвентаризация всей деятельности подразделения, в том числе пересматривается и кадровая политика.
Начиная с 2008 года примерно каждый третий руководитель территориального органа МВД России или его заместитель номенклатуры президента и МВД был назначен на вышестоящую должность в другой субъект Российской Федерации в порядке ротации. В 2010 году свое место службы поменял 51 человек.
РГ: Переаттестация влияет на ротацию? Комиссия может переназначить того или иного руководителя в другой регион?
Нургалиев: Кстати, практика ротации применяется и в рамках проводимой в настоящее время внеочередной аттестации. В частности, уже принято решение о назначении начальника УВД по Мурманской области в Вологду, из Вологды - в Архангельск, из Архангельска- в другой регион. Каких-либо нареканий к переназначаемым руководителям по прежнему месту службы нет, они зарекомендовали себя грамотными управленцами. Однако было принято решение о смене региона в связи с их длительным пребыванием в одном субъекте. В такой ситуации даже у самого большого профессионала может "замылиться глаз".
РГ: У начальников среднего звена есть шанс поменяться местами службы?
Нургалиев: Сегодня ротация широко используется при назначении на должности высшего начальствующего состава. Однако в районном звене она еще не вошла в запланированные рамки. И на это есть ряд объективных факторов. Например, процесс тормозится по причине недостаточного количества служебного жилья для перемещаемых руководителей. В настоящее время данный вопрос находится в стадии решения. Для этого из бюджета выделяются целевые финансовые средства.
С принятием федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации", проект которого в настоящее время проходит согласование в заинтересованных министерствах и ведомствах, ротации будут подлежать абсолютно все руководители территориальных органов - до районного звена включительно.
И вполне логично, что в этих условиях существенно возрастает и персональная ответственность руководителей за состояние законности и дисциплины в служебном коллективе.
Более жестким стал спрос и с каждого сотрудника.
РГ: Ротация начальников - не единственный антикоррупционный механизм?
Нургалиев: Борьба с коррупцией является одним из важнейших приоритетов в работе МВД России. В целях реализации Федерального закона "О противодействии коррупции" и Национальной стратегии противодействия коррупции издан ряд ведомственных нормативных правовых актов, направленных на борьбу с этим социальным злом.
В рамках реализации комплекса антикоррупционных мер с прошлого года сотрудники органов внутренних дел в обязательном порядке представляют сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера как своих, так и членов их семей.
РГ: Сколько сотрудников подали декларации?
Нургалиев: По итогам 2009 года подали такие декларации более 400 тысяч сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск и государственных гражданских служащих МВД. Это та категория, которая относится к должностям с высоким риском коррупционных проявлений: руководители всех уровней, сотрудники следственных и оперативных подразделений и т.д. Данная информация была размещена в открытом доступе на официальном интернет-сайте МВД России.
РГ: Все ли декларации оказались правдивыми?
Нургалиев: Отмечу, что все предоставленные сведения проверяются самым тщательнейшим образом сотрудниками кадровых подразделений и службой собственной безопасности. Так, по итогам таких проверок ряд кандидатов для назначения на высшие руководящие должности органов внутренних дел были отклонены, а за несвоевременное представление сведений о доходах 462 сотрудников территориальных органов были привлечены к дисциплинарной ответственности.
В этом году данная процедура также проведена. В настоящее время сведения обрабатываются. Если будут возникать сомнения, будем перепроверять с принятием по итогам соответствующих решений.
Кроме этого, на сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск и государственных гражданских служащих МВД России возложена обязанность сообщать о всех поступивших к ним коррупционных предложениях. Данный механизм введен относительно недавно, однако уже есть отдача. Так, в 2010 году поступили сообщения от 382 сотрудников. В отношении лиц, покушавшихся на дачу взяток, возбуждены уголовные дела.
РГ: Процедура приема на службу в полицию останется прежней либо же будет отличаться от той, что существовала в милиции?
Нургалиев: Прежде всего Законом "О полиции" установлен новый, более жесткий перечень требований и критериев, предъявляемых к сотрудникам органов внутренних дел.
Кроме этого, сегодня в МВД России приняты дополнительные меры по совершенствованию механизмов, не позволяющих поступить на службу людям, имеющим корыстные мотивы, связанным с криминальной средой, обладающим рядом других качеств, исключающих возможность службы в полиции.
РГ: Каким образом вы можете все это проверить? Особенно - выявить у кандидата корыстные мотивы?
Нургалиев: В практику отбора на службу активно внедряются специальные аппаратно-программные комплексы, предназначенные для всесторонней экспресс-диагностики личности. Это позволяет с высокой степенью достоверности и в короткие сроки проводить качественное социально-психологическое обследование личности кандидата.
И такие меры уже приносят свои положительные результаты. Только в 2010 году с учетом психологических, медицинских и иных противопоказаний каждому четвертому было отказано в приеме на службу.
РГ: Допустим, человека не приняли на службу в каком-то местном ОВД. Где гарантия, что он не станет полицейским в другом районе, городе, регионе?
Нургалиев: С положительной стороны себя зарекомендовала и практика ведения единой всероссийской электронной картотеки кандидатов, отклоненных по отрицательным основаниям, и лиц, уволенных из органов внутренних дел по дискредитирующим обстоятельствам. Это не только не позволит им в дальнейшем устроиться на службу в другом регионе Российской Федерации, но и защитит граждан от случайных людей на службе закону, оградит общество от возможного вреда непрофессиональной деятельности таких горе-сотрудников. И вообще мы стали больше и глубже работать с личностью, отойдя от формального изучения различных справок, анкет и характеристик.
РГ: Пытаются на службу поступить всякого рода самозванцы?
Нургалиев: Еще одним, безусловно, позитивным нововведением стали проверки подлинности дипломов наших сотрудников. С 2007 года проверено более 200 тысяч документов об образовании. В результате выявлено 962 фальшивых документа, более чем 2,5 тысячи человек отказано в присвоении первого специального звания!
Есть тут и еще одна "занятная" статистика. С прошлого года мы начали тестировать кандидатов на предмет употребления наркотических средств, выявления алкогольной зависимости. Так, узнав об этом, около 12 процентов абитуриентов, поступавших в наши ведомственные ВУЗы, отказались от сдачи вступительных экзаменов! Это ж ведь о чем-то говорит. Представляете, какими могли бы быть последствия, если бы эти люди попали в правоохранительные органы?
РГ: Насколько активно вы используете так называемый детектор лжи?
Нургалиев: На сегодняшний день мы оснастили новейшими полиграфными устройствами все территориальные органы внутренних дел, организована система переподготовки психологов для работы на специальной аппаратуре. Активность применения полиграфа с каждым днем возрастает. Так, в прошлом году в целом по стране было проведено около 6 тысяч специальных психофизиологических исследований с его использованием, что почти на четверть больше, чем годом ранее.
РГ: И много полиграф отсеивает кандидатов при приеме на службу?
Нургалиев: Что касается приема на службу, то ежегодно наши психологи при помощи полиграфа выявляют около трети кандидатов, которые предпочитают скрывать компрометирующую их информацию: случаи приема наркотических средств, злоупотребления алкоголем, корыстные мотивы поступления на службу или факты совершения правонарушений в прошлом.
Кстати, не так давно в МВД России создан Центр социально-психологических и специальных психофизиологических исследований, на базе которого с этого года ведется изучение личностных качеств сотрудников органов внутренних дел, включенных в федеральный кадровый резерв.
Последовательно реализуется задача по развертыванию аналогичных центров во всех МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, где будут проходить психологическое обследование кандидаты при приеме на службу в органы внутренних дел, сотрудники при перемещении по службе и назначении на вышестоящие должности.
РГ: Изменится ли что-либо в профессиональной подготовке полицейских?
Нургалиев: Мы уже пересмотрели подходы к системе профессиональной подготовки наших сотрудников. Вся ведомственная система образования подвергнется оптимизации.
Дело в том, что в конце 1990-х- начале 2000-х годов в погоне за количеством выпускников ведомственных ВУЗов - более 30 тысяч в год - очень сильно пострадало качество подготовки специалистов. Это привело к значительному ослаблению практической подготовленности и снижению уровня правовой культуры сотрудников. В результате созданная в 2005 году система мониторинга их остаточных знаний показала средний балл лишь 3,3! И первые шаги по реформированию системы ведомственного образования были предприняты уже тогда. Началось сокращение филиалов образовательных учреждений, обладающих слабым научно-педагогическим потенциалом и материально-технической базой.
РГ: Учеба стала более приближенной к практике?
Нургалиев: Учебный процесс стал базироваться на новых технологических основах, включая модульную систему подготовки и дистанционное обучение.
В результате к 2011 году в МВД России сформирована и получила целостное развитие система непрерывной профессиональной подготовки, обеспечивающая потребности органов внутренних дел в кадрах более чем на 50 процентов, а средний балл вырос до 4. Необходимость воспитания высокопрофессионального сотрудника полиции, неотъемлемыми качествами которого должны стать высокая юридическая образованность и правовая культура, обусловила структуру реформирования профессиональной подготовки, в том числе системы образовательных учреждений на современном этапе.
РГ: После сокращений и оптимизации сколько в системе МВД останется учебных заведений?
Нургалиев: С 1 января 2012 она будет включать 11 вузов и 12 их филиалов, 6 суворовских военных училищ, а также 5 образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и 4 их филиала.
Главный акцент сегодня мы делаем не на количество, а на качество подготовки полицейских.
РГ: Курсант, поступая в учебное заведение, теперь будет подписывать контракт? Зачем?
Нургалиев: При подборе кандидатов на обучение, начиная с этого года, вводится контрактная система комплектования образовательных учреждений. Она предусматривает возмещение финансовых средств, затраченных государством на обучение, в случае отчисления курсантов и слушателей за неуспеваемость и недисциплинированность, а также при их увольнении по собственному желанию и по отрицательным основаниям в течение первых 5 лет службы в ОВД.
Также, уже с 1 сентября будет введена профилизация ВУЗов МВД России, которая будет основой системы практико-ориентированного обучения, основанной на выполнении сотрудниками полиции конкретных профессиональных действий при соблюдении прав человека. Другими словами, один ВУЗ будет головным по подготовке сотрудников ГИБДД, другой - оперативников, третий - участковых и так далее.
Процесс обучения будет максимально приближен к практической деятельности органов внутренних дел, в том числе путем проведения совместных учений территориальных органов и образовательных учреждений.
РГ: Но ведь важна еще и переподготовка.
Нургалиев: Абсолютно верно. Поэтому в этом и следующем годах значительные усилия будут направлены на совершенствование системы первоначальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Мы планируем развернуть новые подразделения, осуществляющие переподготовку и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел. В частности, например, на базе Тюменского юридического института и Нальчикского филиала Краснодарского университета МВД России будут созданы Тюменский институт повышения квалификации и Северо-Кавказский институт повышении квалификации МВД России.
Такое укрупнение центров профподготовки позволит обеспечить надлежащее качество подготовки сотрудников, так как подобные заведения с малой численностью преподавательского состава и слабой материальной базой не могут справляться с данной задачей в полном объеме. В прошлом году 7 таких мини-центров мы уже сократили. При проведении занятий будут шире использоваться активные методы и формы обучения, воспроизведение на занятиях ситуаций, часто возникающих в полицейской практике. Особое внимание будет уделено психологической подготовке, профессиональной культуре и этике сотрудников органов внутренних дел, тактико-специальной, огневой и физической подготовке. Изучение данных дисциплин позволит заложить основы профессиональной деятельности сотрудника полиции, определенные Законом "О полиции".
РГ: То есть вы сформируете принципиально новый образ сотрудника органов внутренних дел?
Нургалиев: Кроме этого, мы планируем впервые ввести новые понятия общей оценки индивидуальной подготовленности сотрудника: "профессионально пригоден" и "профессионально не пригоден". Сотрудники полиции, получившие оценку "профессионально не пригоден", будут отстраняться от выполнения служебных обязанностей с последующей аттестацией на право замещать должность полицейского.
Кстати, ожидает нас и еще одно важное нововведение - с 2012 года впервые планируется внести в Перечень профессий Российской Федерации профессию "полицейский". Это позволит сформировать ясные требования к сотрудникам полиции различных служб, организовать их качественную подготовку и выдавать квалификационный сертификат.
Реформируя систему ведомственного образования, мы стремимся, чтобы российский полицейский был профессионально, интеллектуально и психологически готовым к работе с различными слоями населения, знал и уважал права граждан и добросовестно выполнял свои обязанности, был подготовленным к действиям при возникновении различных экстренных ситуаций. И самое главное: он должен жить и служить, строго и безоговорочно соблюдая закон.