По уже двенадцатилетней традиции Кремлевский музыкальный фестиваль открывается концертом в Оружейной палате Московского Кремля. На этот раз в знаменитом музейном интерьере в день открытия прозвучат концерты Баха в исполнении фортепианного дуэта Николая Петрова и Александра Гиндина. До 17 апреля в программе "Кремля музыкального" выступят музыканты из России, Германии, Испании, Японии.
Художественный руководитель фестиваля, пианист, профессор Московской консерватории Николай Петров рассказал "Российской газете" о предстоящих событиях.
Российская газета: Вы как-то сказали по отношению к своему фестивалю, что "все продолжается и все неповторимо". В чем будет новизна нынешнего "Кремля музыкального"?
Николай Петров: Концепция фестиваля осталась прежней: это пропаганда новых имен, которые, на мой взгляд, незаслуженно отлучены от большой сцены. Каждый раз мы представляем новые имена. 12 апреля, например, с сольной романтической программой выступит замечательный русский пианист Андрей Юсов, живущий в Германии. В другой день перед публикой предстанет талантливый пианист, аранжировщик и композитор Вячеслав Грязнов. Он исполнит собственные фортепианные транскрипции на темы произведений Малера, Дебюсси, Равеля, Бородина, Чайковского. Интересным будет и концерт Евгения Финкельштейна и Екатерины Адамовой. Катя закончила у меня консерваторию с отличием по классу фортепиано, получила I премию на международном конкурсе. И вдруг у нее прорезался голос, да еще редчайший - контральто. Она поехала учиться в Италию. Теперь она выступит у нас на фестивале и как пианистка, и как певица.
РГ: В "Кремле музыкальном" участвуют два юных японских пианиста, Фуеко Накамура и Томоки Саката. Как вы оцениваете японскую пианистическую школу?
Петров: Год назад летом в Японии проходил Конкурс молодых пианистов, где участвовало 36 музыкантов. И практически все они играли абсолютно безукоризненно с точки зрения фортепианной кухни. Но двух очень хороших музыкантов-победителей я решил пригласить на свой фестиваль. Конечно, сегодня мы все испытываем безумную жалость и сочувствие ко всем японцам, к ни в чем не повинным людям, на которых неизвестно за что обрушились такие невзгоды и катастрофы.
РГ: Сейчас все с нетерпением ждут начала одного из главных событий нашей музыкальной жизни - XIV Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Как вы оцениваете его в настоящий момент?
Петров: Этот конкурс вызывает у меня очень серьезные сомнения. Я говорю сейчас только о пианистах. Я считаю, что отбор пианистов произведен чрезвычайно странно, потому что оказались не допущенными очень интересные фигуры, некоторые музыканты с международной карьерой, такие как Андрей Коробейников. Кроме того, лично у меня вызывает сомнение то, что среди участников - опять пять учеников Сергея Доренского. Когда-то, в 1966 году, меня насильно, буквально под угрозой отмены всей моей международной гастрольной жизни, заставили играть на конкурсе. Перед финалом, в доме у покойного Евгения Федоровича Светланова, который пригласил меня порепетировать, я поскользнулся, упал и сильно растянул себе руку. Приехала целая банда, повели меня на экспертизу, проверять, не хочу ли я откосить от финала. Но рука была раздута, там все было совершенно очевидно, поэтому я просто не смог выступить в финале. Такая вот у меня личная память о конкурсе Чайковского.
РГ: Многолетним партнером вашего фестиваля является телеканал "Культура". Вам самому понравилась какая-то программа из этой серии?
Петров: Судить об этом лучше, конечно, не мне, а слушателям. Но думаю, что это, безусловно, выступление гениального контратенора из Франции Филиппа Ярусского, а также концерт потрясающе одаренного, совсем молодого (ему 16 лет) корейского пианиста Сеонджин Чо, который, кстати, приедет в Россию на конкурс Чайковского.
РГ: Как вы относитесь к идее проведения фестивалей классической музыки в древних кремлях российских городов?
Петров: В этом году мы значительно расширили аудиторию нашего фестиваля. Наша беда - это то, что в Оружейной палате максимум 120-130 мест. Если бы не канал "Культура", постоянно снимающий наши концерты, которому я безумно благодарен, это вообще был бы какой-то междусобойчик. А вот сейчас мы повторим фестиваль в Брянске, где есть и Кремль, и изумительный рояль, и чудесный зал, и прекрасная публика, и замечательные люди в руководстве города, которых эта идея заинтересовала. А в будущем году мы надеемся провести его в Казани.
РГ: Вы являетесь президентом Российской академии искусств, которую позиционируете, как "вольное сообщество людей", заинтересованных в развитии и выживании искусства в современной России. Вы считаете, искусство России действительно просто выживает?
Петров: Нам очень трудно, потому что кругом абсолютно некомпетентные и равнодушные люди. Им совершенно безразлична судьба современного классического искусства. В лучшем случае их интересуют (не хочу особо никого называть) такие, как "Тату", Моисеевы, Пенкины и прочий мусор. А классическую музыку они не любят, не знают и всячески от нее отмежевываются. Поэтому нам приходится действительно выживать, находить людей, для которых серьезное искусство что-то значит. А вообще, чтобы выжить, надо всегда оставаться порядочным по отношению к самому себе и не идти на компромиссы и соблазны, которые ведут в совершенно противоположную сторону от наших идеалов.