Российскую экономику ждет замедление, пророчит Минэкономразвития. В следующем году темпы роста ВВП будут ниже, чем в этом - 3,5 процента против 4,2 процента. И меньше, чем планировавшиеся раньше на 2012 год 3,9 процента.
Такие цифры заложены в обновленном базовом прогнозе министерства на 2012-2014 годы. Причиной сбавления темпов роста становится снижение цен на нефть - в следующем году они составят 93 доллара за баррель, что меньше прогноза по 2011 году на 8 долларов.
Однако парадокс заключается в том, что на ускорение экономики рост котировок, как прежде, уже не влияет.
Заметим, что, повысив в этом году прогноз по ценам на нефть на 20 долларов за "бочку", оценку экономического роста министерство не изменило. Практически все повышенные доходы от экспорта нефти изымаются, идут на сокращение бюджетного дефицита и пополнение Резервного фонда, объясняет замглавы минэкономразвития Андрей Клепач. Линия на ужесточение бюджетной политики будет продолжена и дальше, уточняет он. При их повышении нефтяных цен на 20 долларов за баррель казна получает дополнительно 80 миллиардов долларов, нефтяные компании - всего 7 миллиардов долларов, подсчитал главный экономист Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. Но бюджет на ВВП не влияет, говорит Миронов: почти половину темпов роста этого показателя составляют расходы населения, значительная часть связана с инвестициями.
До кризиса "нефтяные" деньги трансформировались в рост доходов населения, были мощным источником потребительского и инвестиционного спроса, замечает Клепач. Теперь этого не происходит. Доходы населения в этом году вырастут всего на 1,5 процента, инвестиции в основной капитал - на 6 процентов. "Существует большая неопределенность с инвестиционными планами государства", - комментирует Клепач. А поскольку государство не определилось, какие проекты оно будет реализовывать, придерживает деньги и бизнес.
В 2012 году доходы населения, впрочем, должны увеличиться больше, чем в этом году - на 4 процента. В основном - за счет роста денежного довольствия военнослужащих и повышения зарплат в бюджетном секторе, надеется директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования министерства Олег Засов. Но по бюджетникам решение еще не принято, добавляет он. В то же время в частном секторе рост зарплат замедлится, потому что снизятся доходы предприятий.
Инвестиции в основной капитал прирастут на 8,8 процента. По планам компаний пик инвестиционной активности приходится именно на следующий год, объясняет Засов. Но министерство уже дважды сталкивалось с тем, что заявленные планы потом менялись в сторону понижения. Инвестрасходы государства пока не утверждены. В прогнозе министерство оставляет их в следующем году на том же уровне, что и в нынешнем - 3,3 процента ВВП. Но за два первых месяца этого года инвестиции просели даже по сравнению с низкой базой прошлого года, замечает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. В январе они упали к такому же периоду прошлого года на 4,7 процента, в феврале - на 0,4 процента, напоминает он. Ощущения, что динамика изменится, пока нет, инвестиции - вещь инерционная, и если тенденция падения продолжится, она перекинется и на следующий год, предупреждает эксперт. А при снижении нефтяных цен возможностей для инвестиций становится еще меньше. Минэкономразвития правильно делает, что закладывает в прогноз скромные цифры по росту экономики, но даже они могут показаться хорошими при низкой инвестиционной активности, пророчит Николаев. И не исключает, что темпы прироста ВВП окажутся нулевыми.
Центр развития прогноз по росту экономики пока не пересчитал, говорит Миронов. Можно подогреть экономику за счет госинвестиций, а гарантией того, что деньги действительно пойдут в экономику, мог бы стать выпуск инфраструктурных облигаций - тогда инвесторы получат возможность контролировать расходы, предлагает эксперт. Но пока инфраструктурные облигации широко не внедряются. Приток частных инвесторов в нефтяную отрасль тормозится разногласиями по поводу изменений налогообложения, замечает Миронов: из 22 компаний 18 уже заморозили вложения в новые месторождения. Стимулировать рост расходов населения сложно - граждане все еще предпочитают сберегать, а не тратить, признает Миронов.
К тому же, как признавали раньше эксперты, даже повышенный спрос в основном уходит в импорт. Экспорт будет замедляться, импорт - расти, прогнозирует министерство. Сальдо внешнеторгового баланса сократится с 195,1 миллиарда долларов в этом году до 142 миллиардов долларов в 2012 году. Помимо падения нефтяных цен, скажется сокращение физических поставок за рубеж нефти и металлов, объясняет Засов. Тем не менее, министерство видит больше опасности в укреплении курса рубля, чем в его снижении - с 28,4 до 27,9 рубля за единицу американской валюты. Эксперты в таком прогнозе сомневаются. В этом году курс стабилен, несмотря на почти тридцатипроцентный рост цен на нефть, напоминает Николаев. "При снижении стоимости нефти со 105 до 93 долларов за баррель курс будет падать, - предсказывает он, - примерно до 32 рублей за доллар. Надежды, что рубль поддержит приток капитала, нет: за первый квартал этого года отток составил более 21 миллиарда долларов". Засов рассчитывает, что отток вскоре сменится притоком, по итогам года будет нулевой баланс, в три последующих года будет небольшой перевес в сторону притока - от 10 до 30 миллиардов долларов к 2014 году.