В "Гараже" объявили результаты голосования жюри, которые должны были выбрать лучших в пяти номинациях на государственную премию в области современного искусства "Инновация".
Для объявления лучшего произведения визуального искусства жюри (за исключением дам) вышло в полном составе.
"Оказалось, что не все коллеги готовы произнести название произведения - мегарисунка, кинетического объекта... А вы можете произнести название этого произведения?" - поинтересовался куратор Андрей Ерофеев у зала. В ответ молодой голос прокричал, быстро повторяя, словно ухая, известное слово из трех букв (но не из высшей математики). "Правильно. Вы угадали! Победила группа "Война"!" - завершил репризу Ерофеев, изящно избежав необходимости произносить название акции на публике.
Победители премию проигнорировали. Получилось, что арт-сообщество в лице экспертного совета и авторитетного жюри захотело проявить солидарность с радикальными художниками, а те эту солидарность послали подальше. И их позицию не назовешь непоследовательной. Еще в разгар дискуссий Олег Воротников, один из активистов "Войны", сказал в интервью "АртХронике": "Это же премия, на которую мы не подавали заявку, это кто-то нас выдвинул. <...> Это им надо или нам? Нам - не надо. ...Мы уже все награды получили: вот три месяца, потом еще, может, пять лет дадут".
Принимать премию или нет - выбор художников. Понятно, что образ бунтарей и мучеников премиальная поддержка вряд ли украсит. Но дело не только в этом. Они дистанцируются и от премии, и от "доброхотов", очевидно, не только потому, что хотят сохранить социальное лицо, в данном случае - маргиналов вне системы. Не меньше, похоже, их раздражает, что их работа использована демонстрации независимости и радикальности. Типа сидеть, ребята, будете вы, а мы вас будем за это отечески похлопывать по плечу. А ребята в ответ: извините, не получится.
Понятно, самый интересный вопрос - почему за "Войну" арт-сообщество до победного билось... Про эстетические критерии (кинетическая скульптура, паблик-арт, перформанс, активизм и проч.) уже все всеми сказано. Но очевидно же, что разные представления о новизне в современном искусстве не повод для противостояния. Мало ли, что мне нравится больше "Показательный процесс" Ирины Кориной и безымянная 3D анимация-абстракция от "Синего супа". Это в конце концов не повод стулья ломать или не уважать выбор жюри. Но вокруг "Войны" уже столько стульев сломано, что очевидно, что речь идет не только об эстетике. Вопрос в другом: способно ли современное искусство в России оставаться независимым, сохранять дистанцию - по отношению к власти и по отношению к капиталу. Это не вопрос радикальности и не вопрос существования современного искусства в стране. По сути, это вопрос возможности сохранения независимого общественного мнения.
С этой точки зрения, результаты премии выглядят неожиданно обнадеживающими. Если победителями премии, пусть и не государственной, как неожиданно уточнил Михаил Миндлин на церемонии в "Гараже", но организованной ГЦСИ, могут быть названы радикальные акционисты "Войны", с независимостью общественного мнения дела не так уж плохи. Пока по крайней мере.