Юрий Богомолов: Алла Пугачева - бездонный источник интереса массовой аудитории

Два значительных лица на минувшей неделе стали объектами особо пристального интереса со стороны главных телевизионных каналов. И это не Медведев с Путиным. Это Алла Пугачева с Никитой Михалковым.

***

В пятницу Аллу Пугачеву рвали на части два канала - Первый и "Россия". В рамках "Пусть говорят" Андрей Малахов обнародовал свою новую беседу по душам с Аллой Борисовной. А на второй кнопке в программе "Фактор А" Алла Борисовна отбраковывала амбициозных, но неинтересных с ее точки зрения вокалистов. Несколькими неделями прежде ее "раскручивало" НТВ, дав в эфире сначала подробный отчет певицы об истории своих отношений с Максимом Галкиным, а затем - документальный фильм "Пугачиха", где были изложены подробности и обстоятельства ее биографии на более раннем этапе.

И у Михалкова, которого наше ТВ никогда не обделяло своим вниманием, на этой неделе тоже случилось два ярких выхода на "манеж". Один - в новой программе "Прямой эфир". Другой - в ток-шоу "НТВшники. Арена острых дискуссий".

И в случае с Михалковым можно было бы сказать, что телеканалы "раскручивали" своего героя. Но, думаю, что верно было бы считать, что и Пугачева с Михалковым в свою очередь "раскручивали" те телеканалы, на которых они выступали. В том смысле, что накручивали им рейтинги.

Словом, то был пиар к взаимной выгоде сторон. Таков негласный контракт, заключаемый между ТВ и популярными медиалицами, принцип которого укладывается в бартерную формулу: ты - мне, я - тебе. В данном случае: ты мне - свое имя; я тебе - площадку в эфире. Проблема за малым - за информационным поводом. С ним-то как раз ни у Михалкова, ни у Пугачевой проблем, как правило, нет. Тем более что каждый из них сам по себе - вечно зеленый информационный повод.

Тем не менее, хоть какая-то привязка к сегодняшнему дню надобна. Ну, хотя бы формальная. И она нашлась как в одном, так и в другом случаях.

***

У Аллы Борисовны подоспели именины, в связи с чем исповедник всех звезд шоу-бизнеса Андрей Малахов и отправился в гости к имениннице. Та показала ему свою квартиру. Квартира хорошая, двухэтажная: витая лестница, красивая люстра, уютный кабинет, спальня с просторной постелью, на которой дозволено было полежать гостю, закинувшим руку за голову и согнувшим одну ногу в колене. Рядом прилегла хозяйка...

Такая постановочная шутка, чтобы можно было оправдать завлекательное название программы "Пусть говорят. В постели с примадонной".

Как выяснилось в финале шоу, то была не квартира, а мебельный салон, в котором супружеская пара Пугачева и Галкин выбирали мебель для своего семейного гнездышка.

Интерьер собственно и стал новостью в сравнении с тем, что было в прежних программах про Пугачеву и Галкина.

Остальное - все те же разговоры с перерывами на песни, исполненные в разные годы, и на фрагменты из записей старых передач. Опять Киркоров, опять Галкин, опять старые пересуды и пережевывания старых баек о шоу-бизнесе. Казалось бы - куда дальше, чего больше... Некуда. Но можно снова и снова смаковать славу, удачи, комфорт и т.д. Особенно, когда по нижней кромке экрана бежит строка о трагической судьбе великомученицы Аллы Готской, сожженной некогда на костре.

У Аллы Борисовны свое назначение. Она теперь - бездонный источник интереса массовой аудитории. Она сама и все, что ее окружает: бывшие мужья, настоящий муж, друзья, друзья ее друзей, ее дети, ее внуки и, наконец, сам Андрей Малахов, к которому можно отнести соображение Пугачевой, сделанное ею по поводу домашней прислуги: "Они сами звезды, когда со звездами".

***

Не знаю, когда у Никиты Михалкова день ангела. Знаю, что и его ангел - тоже великомученик. Знаю это из персонального видеоблога кинорежиссера "Бесогон ТВ". По странному стечению обстоятельств и его ангел тоже оказался из готов. Об этом, однако, ньюсмейкер Михалков умолчал. Но в эпоху Интернета никакое шило ни в каком мешке не утаишь.

Впрочем, это "шило" - отдельная тема. Я о другом. О том, что именно появление нового СМИ и стало информационным стимулом столь активного внимания к персоне господина Михалкова со стороны федеральных телеканалов.

Стимулом интереса самого Михалкова к эфирам общедоступных телеканалов явилось желание подновить, подчистить свою репутацию. Сколь ни ослепительна она - актерские и режиссерские удачи, призы, чины - но и на ней оказались пятна - мигалка, раскол в СК, конфликт с Татьяной Догилевой, удар ногой в челюсть скрученного нацболовца...

По ходу полемики в "Прямом эфире" как в кавычках, так и без них ничего предосудительного он не нашел ни в одном из своих сомнительных поступков. Всему нашлось объяснение и оправдание.

Примечательна техника его риторических отповедей: сказать: "Секундочку" и повторять это слово до тех пор, пока оппонент со своим доводами не заткнется. Затем призовет всех "не путать белое с острым". Потом скажет, что он представлял бы собой "узко медицинский интерес, если бы...". А чтобы совсем сразить всех и сразу, бросит: "Кто любит арбуз, а кто свиной хрящик". После чего - о чем бы до этого не шла речь - перескакивает на отвлеченную тему: про корни, про мораль, про Бога... И про своих личных ненавистников из числа бесов, засевших в Интернете.

Вот он обнаружил в Интернете явный фотошоп - самодовольный кавказец на фоне униженных призывников. Ему говорят: "Это фальшивка". Он: "Знаю". И дальше о том, сколь виновато авангардное искусство и лично галерист Марат Гельман, что наши соотечественники со славянской наружностью выглядят столь постыдно.

Михалков какой есть, такой есть. Он, видимо, не способен понять, отчего на него катится такая волна негативного отношения со стороны не только-коллег кинематографистов. Он не догадывается, что пресловутая мигалка есть индикатор совестливости и морали. Но это опять же личная проблема. А вот способность профессионалов, работающих на ТВ, понять и обнажить моральную двусмысленность любимого артиста и режиссера, - задача общественного масштаба.

Более всего, царапает профессиональная беспомощность тех телевизионных журналистов, что готовят такого рода шоу. И выглядят они в эфире скорее, как спарринг-партнеры на теннисном корте, нежели реальные оппоненты. И все норовят поудобнее подкинуть мячик-вопрос гостю. И потому сложилось впечатление, что в подобных случаях тележурналисты "вызывают на бой" знаменитостей не ради торжества "права и правды", а ради рейтинга. В том числе и своего личного. Поскольку, как метко заметила Алла Борисовна Пугачева по поводу домашней прислуги: "Они сами звезды, когда со звездами".