Леонид Радзиховский: Полеты в космос пока не оправдали возлагавшихся на них безумных надежд

Полет Гагарина - несомненно, одно из знаковых событий ХХ века. Можно сказать, одна из трех великих мировых дат, связанных с Россией: 7 ноября 1917-го, 9 мая 1945-го, 12 апреля 1961-го. Причем единственная из них - бескровная. Праздник без "слез га глазах".

Полет "изделия 8К72 Е10316 с космическим кораблем 3КА N 3" продолжительностью 108 мин. имеет по крайней мере три аспекта.

Военно-промышленный.

Идеологический.

Общечеловеческий.

12 апреля 1961 г. - высшая точка развития советского ВПК, наряду с испытаниями водородной Бомбы в 1953 и 1962 гг.: СССР добился не просто "паритета", а ПРЕВОСХОДСТВА над США, особенно в ракетно-космической области. Американцы смогли запустить космонавта лишь через 23 дня - 5 мая... Тогда это имело громадный пиар-эффект.

Первенство в гонке оказалось кратким, скоро США вырвались вперед - полет на Луну (1969). Впрочем, по сей день в области пилотируемых полетов Россия делит первое-второе место в США: РФ осуществляет 31 пуск в год из 74 (в основном по заказу других стран).

В любом случае СССР показал, что, сконцентрировав ВСЕ РЕСУРСЫ - интеллектуальные, управленческие, технологические, финансовые - на сверхузком направлении, страна способна преодолеть земное притяжение. Для этого командная экономика СССР подходила идеально.

С неба хлынул звездопад: по указу Президиума ВС СССР от 16 июня 1961-го было присвоено свыше 100 званий Героев Соцтруда, а всего награждено было около 7.000 (!) человек. Третьей звездой Героя отметил свои заслуги Хрущев - кстати, зря: ни тогда, ни тем более потом никто всерьез не ассоциировал "кукурузника" с полетом в Космос.

Но по этому указу можно проследить и структуру советского ВПК.

7 человек стали дважды Героями. Особо стоит Д.Ф. Устинов - председатель военно-промышленной комиссии Совмина. До этого он был министром оборонной промышленности. Он сыграл такую же роль в ракетной эпопее, как Л.П. Берия - в ядерной. В дальнейшем производство ракет осуществляли три министерства - общего машиностроения (собственно ракетная промышленность), радиопромышленности и оборонной промышленности. Наряду со знаменитым минсредмашем (атомная промышленность, неизменный министр - Е.П. Славский), минавиапромом, минсудостроения они составляли костяк советского ВПК.

Остальные 6 - конструкторы. Н.А. Пилюгин - главный конструктор (гл. констр.) систем автоматического управления НИИ-885; В.И. Кузнецов - директор НИИ-10; М.К. Янгель - гл. констр. ОКБ-586 (КБ "Южное" в Днепропетровске); В.П. Глушко - гл. констр. ОКБ-456; М.В. Келдыш - научный руководитель НИИ-1. Ну и Главный из главных - С.П. Королев, гл. констр. ОКБ-1.

Все они (кроме Янгеля, представлявшего конкурирующую фирму) входили в Совет Главных Конструкторов под председательством Королева. Все члены Совета получили первую звезду Героев Соцтруда в 1956-м - после успешного испытания межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Келдыш, Королев, Глушко уже были академиками, остальные станут в ближайшие годы.

"Ракетные олигархи" были молоды - в среднем около 50. Их КБ создавались в начале 1950-х. 12 апреля 1961-го - их звездный час, их полет, их неубиенный козырь... У них были космические амбиции, им все удавалось, они создавали ядерную боеголовку страны, руководили огромными, высокомотивированными коллективами, работавшими и за страх, и за совесть, располагали почти неограниченными возможностями в почти нищей (хрущобы - предел мечтаний) стране, командовали экономикой внутри экономики ("СССР не имеет ВПК - СССР и есть ВПК". И верно - все "кроме ВПК" казалось просто лишним). Есть сходство с современными олигархами и "их экономикой" внутри российской экономики, когда "все, кроме трубы, - лишнее". Но ракетно-ядерные олигархи производили НОВЫЕ "изделия", для потребителя ненужные, нацеленные острием ввысь, и высасывали деньги из экономики. А современные металлургически-сырьевые ничего нового не производят, зато от их компаний по всей экономике растекаются экспортные доходы.

1960-е - высший этап развития всей советской науки. Но Триумф был недолгим, идейно-волевой импульс ослаб, скоро начался спуск, сперва пологий, потом - обвальный. В 1980-х уже 70-80-летние директора и конструкторы руководили КБ, где сильно упал боевой дух (слово "инженер" стало почти ругательным), а отставание от США становилось все более необратимым. ВПК обрюзг, космический козырь потерял блеск. Как выяснилось, на одних ракетах далеко не улетишь, госамбициями народ не накормишь, а сам ВПК не защитил СССР, а лишь потянул его ко дну...

Весна 1961-го была и временем идеологического подъема. Мы не просто "догнали и перегнали" США. Мы-СССР открыли Человечеству дорогу в Космос! Вот вам мечта Достоевского о "всечеловеческой отзывчивости русского человека" - Гагарин с улыбкой призывно машет рукой всему миру: ПОЕХАЛИ !

Все это накладывалось на оттепель, "социалистический гуманизм" шестидесятников.

Но и это все скоро сдулось - сменилось окончательным двоемыслием, помесью идеологического маразма и цинизма. От проблеска надежд до безнадежных анекдотов дорога оказалась на диво короткой. Проехали и приехали...

И последний вопрос. Куда более важный, чем ярмарка национально-государственного тщеславия, вполне комичная на фоне Космоса.

Так на самом деле - открыли 12 апреля 1961 г. дверь во Вселенную? Началась Новая Эра - или это был фальстарт?

Прошло 50 лет. Трудно оценить расходы всех стран на освоение Космоса, но если считать, что американская программа "Аполлон" стоила 135 млрд долл. (по курсу 2005 года), то можно считать, что всего в современных деньгах потрачено куда больше 1 трлн долл.

Что же получено?

517 космонавтов: 332 из США, 72 из СССР за 30 лет, 36 из РФ за 20 лет (совсем не такая уж огромная разница, как нас уверяют), 77 - из остальных 34 стран, пославших людей в Космос. 22 погибли (16 из США, 5 - из СССР, 1 израильтянин на американском корабле).

Какое РЕАЛЬНОЕ значение для человеческой жизни имеют пилотируемые полеты? Некоторые исследования, сплавы, создание лекарств и т.д. Но, разумеется, это и в малой мере не "отбило" затраченный триллион с лишним.

Однако не в деньгах счастье. Главное: полеты пока что совсем не оправдали возлагавшихся на них безумных надежд. Новая Эра была объявлена - но этим все ограничилось. Человечество сегодня почти так же далеко от "пыльных тропинок далеких планет", как и 50 лет назад... К юбилею пошли разговоры о возможности полета космонавтов на Марс лет эдак через 20...

Для сравнения. Первый полет самолета состоялся в 1903 году. В 1953-м авиация занимала, как известно, важнейшее место в жизни людей. Колумб приплыл в Америку в 1493 году. Через 50 лет уже была захвачена вся Латинская Америка ...

Конечно, люди все равно не откажутся полетов в Космос - экспансию Человечества остановить НЕЛЬЗЯ, это человеческий инстинкт.

Но это доказывает, что задача, которую самонадеянно поставили перед собой люди, значительно превосходит наши возможности, качественно отличается от всех прежних задач. Перевернуть Страницу не удалось - мы смогли только ухватиться за ее краешек. И не выпустить.