11.04.2011 23:41
    Поделиться

    Подготовлен законопроект, определяющий принципы госрегулирования тарифов на электроэнергию

    С 1 января 2011 года реформа электроэнергетики вступила в свою решающую стадию, оптовый рынок электроэнергии полностью либерализован, за исключением отдаленных регионов, где нет замкнутой энергосистемы. Рынок в основном хорошо работает и нормально реагирует на все вызовы, но случаются и непредвиденные ситуации. Так, в ряде регионов энергетические компании вдруг резко подняли цены на электричество, что не замедлило отрицательно сказаться в первую очередь на малом бизнесе и предприятиях бюджетной сферы. Цены оказались непонятными и неприемлемыми. Первый тревожный сигнал поступил из Курска, где цена кВт.ч подскочила до 6,5 рубля. Это выше, чем в Италии, которая не имеет своих энергоресурсов. Для потребителей такой скачок стал шоком. Президент и премьер-министр срочно потребовали разобраться в этой ситуации.

    По словам председателя думского Комитета по энергетике Юрия Липатова, около 50-55% стоимости киловатт/часа составляют услуги системного оператора, транспортные услуги, сбытовые надбавки. Резкий рост цен произошел в секторе транспорта. Региональные сетевые компании включили в цену электричества для потребителей свои расходы на реализацию инвестиционных программ. Законодательство разрешает им увеличивать инвестиционные составляющие бюджетов для модернизации и ремонта сетей, строительства новых линий электропередачи. Оплачивать кредиты на решение своих технологических задач они должны были из расчета будущих прибылей. Но они поняли это по-своему, тут же набрали кредитов, которые им были нужны на модернизацию, и взвалили все финансовое бремя на плечи потребителей. Инвестиционные программы сразу же дали 60% цены, понятно, что при этом потребитель был неприятно удивлен.

    Законодатели считают, что во многом это вина Федеральной службы по тарифам (ФСТ). Региональная структура, принимающая решение увеличить инвестиционную программу, должна была согласовать свои планы с ФСТ, а служба должна была проследить за этим.

    После вмешательства первых лиц государства ситуация стала меняться к лучшему. Было решено, что рост тарифов не должен превышать 15%. ФСТ получила указание срочно пересчитать тарифы. Переплаченные средства будут возвращены потребителям при расчетах дальнейших платежей.

    Вроде бы вопрос снят, но где гарантия, что он не возникнет снова на каком-то другом участке. В Госдуме считают, что решить проблему несанкционированного роста тарифов можно только законодательным путем. Группа депутатов подготовила законопроект, определяющий принципы госрегулирования тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары и услуги. Они должны устанавливаться ежегодно и длиться с 1 января по 31 декабря, до принятия Госдумой закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

    При этом предусматриваемое увеличение цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) не должно превышать плановый индекс инфляции, указанный в проекте закона о бюджете. Менять их в течение года можно только при изменении бюджета.

    Документ предписывает согласование с уполномоченными правительством федеральными органами исполнительной власти тарифов, установленных органами государственного регулирования субъектов РФ, получающими дотации из федерального фонда финансовой поддержки.

    Законопроект предусматривает также право уполномоченных правительством органов осуществлять контроль за исполнением положений закона производителями и поставщиками товаров и услуг.

    Для обеспечения единства подходов к государственному регулированию тарифов (цен, расценок, ставок и т.п.) на всей территории РФ законопроектом предусмотрено, что порядок и методологию государственного регулирования тарифов (цен, расценок, ставок и т.п.), а также надбавок к ценам и наценок устанавливает правительство.

    Поделиться