Рост цен на продукты питания в Приволжском федеральном округе, и в частности в Пермском крае, заставляет задуматься об эффективном регулировании процесса ценообразования.
По данным Пермьстата, с декабря 2010-го по март 2011 года цены на продовольственные товары в крае выросли на 4,8 процента. Мы подробно изучили те факторы, которые участвуют в формировании цен на продукты питания в регионе, и пришли к выводу, что высокая стоимость продовольствия - следствие двух проблем.
Первая заключается в том, что количество предложений на рынке края недостаточно. Причина в том, что наши предприниматели (я имею в виду и оптовые компании, и предприятия сетевой розницы) почему-то недостаточно активно сотрудничают с производителями продуктов питания из основных сельскохозяйственных регионов страны: Краснодарского и Алтайского краев, Волгоградской и Ростовской областей. В результате недостаточная конкуренция позволяет продавать продукты питания по более высокой цене.
Мы решили помочь пермским предпринимателям и организовали встречу с администрациями Краснодарского и Алтайского краев. В частности, мы послали своим коллегам запросы о возможности закупок бакалейных товаров напрямую у производителей, ведь прямое сотрудничество сокращает цепочку товародвижения и убирает из процесса ненужных посредников. Сейчас у нас есть список производителей крупы, подсолнечного масла, сахара и других продуктов из обоих регионов. Теперь этим документом могут воспользоваться пермские предприниматели для установления выгодного сотрудничества с производителями. Планируем установить подобные отношения и с поставщиками из Воронежской и Волгоградской областей.
Вторая проблема в том, что сегодня нет эффективного взаимодействия между производителями продуктов питания и розничными торговцами. По сути, каждый сам за себя и никто не хочет брать ответственность - принять на себя обязательства перед контрагентами по объемам продаж, ценам и условиям поставок. Поэтому совместно с министерством сельского хозяйства Пермского края мы решили проработать систему взаимодействия сетевой розницы и производителей. Новая модель - это формат взаимодействия, основанного на долгосрочном сотрудничестве. В ней учтены интересы сетевой розницы (формат упаковки, стабильность цен) и сельхозпроизводителей (объемы продаж, фьючерсные сделки, инвестирование в урожай). Думаю, что результаты не заставят себя ждать. Желание договориться есть у обеих сторон.
Я считаю, что наиболее эффективными рычагами воздействия на формирование региональных цен на продукты питания должно стать увеличение количества предложения товаров за счет роста числа операторов оптовой торговли. Необходимо повысить и число торговых предприятий современных форматов. Кроме того, эффективными мерами воздействия на динамику цен может быть увеличение количества региональных ярмарок как инструмента прямого контакта производителей и потребителей, а также создание современной логистической инфраструктуры, позволяющей снизить затраты на складское хранение и обработку продуктов питания.