Вопрос изменений федерального законодательства, касающегося отходов производства и потребления, их переработки, утилизации, захоронения, приведение российского законодательства в соответствие с Европейскими стандартами - это один из основных вопросов, к решению которых необходимо приступить в 2011 году. Это позволит России уверенно войти как во всемирную торговую организацию (ВТО), так и в экономическое пространство по утилизации отходов производства и потребления. При этом, естественно, необходимо использовать опыт, накопленный Евросоюзом.
Основные изменения должны быть внесены в базовый Закон "Об отходах производства и потребления". В первую очередь надо перераспределить компетенцию и зону ответственности органов местного самоуправления и субъектов РФ. Следующим шагом будет . По моему мнению, именно создание саморегулируемых организаций позволит навести порядок в данной отрасли, создать условия для выхода из тени практически всех организаций и предприятий благодаря понятной и прозрачной системе выдачи допусков к различным видам работ, а также позволит перевести государственный контроль в этой области из тактической плоскости в стратегическую. Кроме того, появится возможность законодательно закрепить ответственность саморегулируемых организаций, в том числе экономическую, за действия своих членов. Только при соблюдении этих условий можно реально развивать сферу деятельности в области обращения с отходами (на Западе повторное использование отходов производства и потребления называют рециклингом), эффективно сотрудничать с Евросоюзом. Это также будет способствовать вступлению России в ВТО, по сути своей являющуюся международной саморегулируемой организацией.
Сегодня из-за несовершенства законодательства Россия не имеет возможности полноценно взаимодействовать с Евросоюзом в данной отрасли. Мы недополучаем порядка 2,5 миллиарда евро только из-за того, что не создан уполномоченный орган по работе с Евросоюзом и с другими странами, которые ввели у себя ответственность производителя за утилизацию произведенного им товара.
Между тем хотелось бы иметь возможность использовать опыт европейских государств в различных направлениях переработки отходов производства и потребления. Причем не только в области законодательства, но и изучения и внедрения практических схем взаимодействия с производителями отходов, что позволит еще на стадии разработки и проектирования продукции ставить задачу производителям добиваться уменьшения количества будущих отходов, и особенно отходов, не подлежащих переработке.
Добавлю, что все актуальные вопросы, касающиеся внесения изменений в действующее законодательство, а также введения института саморегулирования в области обращения с отходами производства и потребления, будут обсуждаться на этой неделе (12-14 апреля) в Москве на первой международной научно-практической конференции "Рециклинг: проблемы и перспективы-2011".