Если о работе маршрутных такси тверская пресса пишет много и часто, то публикации о таксомоторном обслуживании населения крайне редки. Все объясняется просто: этот рынок в регионе все еще избегает огласки.
В Твери нет официальной информации, сколько именно в городе таксофирм, но, по подсчетам экспертов, их около двухсот. В это число входят не только крупные перевозчики, но и компании с чисто символическим автопарком. Большинство таксофирм областного центра нанимают для извоза всех желающих - как на постоянной основе, так и на условиях совмещения. Непременное условие одно: наличие своего автомобиля. Хозяева объясняют такой подход просто: это выгоднее, чем самим создавать парк и ремонтную базу.
В итоге клиенты могут заказать самые разные машины: от низкобюджетной "Оки" до крутого BMW. При этом стоимость не слишком различается: в 20-40 рублей тарифицируется посадка, в 11-12 обходится километр пути. Вызвать такси можно практически любым способом, включая популярные "аську" и скайп. Салоны некоторых автомобилей оборудованы телевизором. Взяв заказ, водители будут ждать вас сколько надо, довезут куда угодно, а в дороге развлекут музыкой или "шоферскими историями". И, разумеется, никогда не откажутся от чаевых.
Однако при всем внешнем "богатстве выбора" выбирать пассажиру-заказчику такси в Твери практически не из чего. Так, напрочь отсутствует такая услуга, как отложенная подача такси: невозможно, к примеру, вызвать машину в 14.00 для поездки в 17.00. Даже вечерний (после того, как улицы разгрузятся) звонок с просьбой подать машину к шести утра часто оказывается безрезультатным.
Стандартный ответ: "Мы этим не занимаемся". Диспетчерские работают исключительно по принципу "здесь и сейчас". При этом в часы пик можно обзвонить десяток фирм и везде получить отказ: "Извините, машин нет, позвоните позже".
Руководитель одной из компаний-перевозчиков, попросив не называть его в газете, так объяснил ситуацию: "Во-первых, у нас не хватает машин и водителей. Во-вторых, пробки: водителям невыгодно ехать на заказ, если нужно продираться через автомобильное столпотворение. А создавать районные подстанции, так называемые точки концентрации свободных такси, у меня нет возможности".
Впрочем, насчет пробок хозяин таксофирмы слукавил: отложенную подачу невозможно было заказать задолго до того, как улицы переполнились автотранспортом. Стоит добавить, что на тверские улицы выходит немало нелегальных таксистов. Их клиент - в основном приезжие и гости города, которые не ориентируются в местных расценках на перевозки.
Власти областного центра пока не дали ответа на вопрос, когда и каким образом они собираются приводить рынок таксомоторного извоза в соответствие с нормами федеральных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом. Скажем, согласно пункту 121, в городах должны быть оборудованы стоянки для легковых такси. В действительности их нет, да и вопрос об их создании никто не поднимает. Есть, правда, несколько неофициальных точек, сформировавшихся "сами по себе". Места удобные: возле вокзалов, гипермаркетов, крупных производств… Их бы и оборудовать по правилам, но - пока увы.
Вообще, регулирование таксомоторного рынка Твери вызывает массу вопросов. Показательно: заглянув в популярную в России юридическую справочно-информационную систему, корреспондент "РГ" по запросам "легковое такси", "таксомотор", "таксометр" не обнаружил ни одного нормативно-правового документа регионального характера. Нет их и в разделе "Тверь".
В противовес областному центру целый ряд малых городов области давно оптимизировали рынок извоза. Так, еще в 2005 году Вышний Волочек и Ржев приняли местные "Положения о перевозках пассажиров легковыми автомобилями - такси (легковыми таксомоторами)" и с тех пор неуклонно их соблюдают. В лидерах здесь - город воинской славы Ржев: выстроенная на принципах муниципально-частного партнерства система транспортного обслуживания населения работает как часы. На рынке города оперирует около десятка таксофирм, у всех имеются гаражи и ремонтные базы. "Бомбилы" отсутствуют как класс. Большинство водителей - штатные сотрудники фирм. Заказы на подачу машин диспетчеры принимают в любое время дня и ночи, с удобной для клиента временной задержкой. Тарифы на проезд низки даже по меркам провинции (пересечь Ржев из конца в конец стоит сегодня 60 рублей). В итоге ржевитяне испытывают затруднения с вызовом такси лишь в дни массовых гуляний и праздников.
Необходимо сказать и еще об одной особенности таксомоторного рынка области (она касается всех городов региона). Пункт 110 упоминавшихся федеральных "Правил перевозок..." подразумевает, что расчеты между заказчиком и подрядчиком таксомоторной услуги должны вестись по показаниям счетчиков (таксометров), водитель обязан выдать пассажиру кассовый или товарный чек. Иными словами, все таксофирмы должны оснастить свои машины такими приборами. Однако на практике никто из них к этой процедуре даже не приступил.
В Ивановской области принят новый порядок организации перевозок пассажиров и багажа. Он направлен против так называемых бомбил, представляющих реальную угрозу безопасности пассажиров. Теперь уполномоченные органы местного самоуправления должны заключать с перевозчиком договор. Одновременно частнику будут выдавать карточку такси на каждое транспортное средство. Кроме этого, его обязуют допускать к управлению только водителей со стажем не менее трех лет и при наличии медицинской справки, а также проводить предрейсовый технический контроль автомобилей, соблюдать режим труда и отдыха персонала, снабдить машины необходимым оборудованием - таксометром, контрольно-кассовой техникой и детским удерживающим устройством для перевозки детей. Новый порядок предусматривает обязательное предупреждение пассажира о тарифе, выдачу кассового чека, публикацию в СМИ и размещение в Интернете информации о размере тарифов.
Светлана Биткина