Новости

Финансовый комитет Госдумы решил разработать закон, который запрещает зарубежным поставщикам финансовых услуг, не имеющим в России своих "дочек", рекламироваться в России. Такую инициативу думский комитет объясняет тем, что сегодня российская пресса и Интернет содержат большое количество рекламы финансовых услуг иностранных профессиональных посредников, деятельность которых не всегда бывает прозрачной, а регулирование в стране происхождения не всегда адекватно. "Можно легко предположить, что аналогичным образом рекламируются в том числе иностранные финансовые пирамиды либо финансовые посредники, находящиеся в офшорных юрисдикциях, не имеющих практически никакого госрегулирования финансовой сферы", - написано в заключении комитета по этому вопросу.

Заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Юрий Исаев считает, что необходимость разработки законопроекта связана с тем, что некоторые иностранные банки на территории страны осуществляют свою деятельность без физического присутствия. "Реклама иностранных профессиональных финансовых посредников и их финансовых услуг, оказание которых на территории России требует соответствующей лицензии, как минимум должна предусматривать наличие должным образом регулируемого юридического лица", - отметил он.

По словам Юрия Исаева, бизнес-модель банковской деятельности, которую применяют иностранные банки в России, которая строится на использовании интернет-технологий, позволяет осуществлять банковскую деятельность на территории любого государства, не находясь физически на его территории и не подпадая под его юрисдикцию. В совокупности с этим активная рекламная кампания и наличие таких страновых преимуществ, как более либеральное регулирование и более высокие гарантии по вкладам, фактически позволяют таким бизнес-моделям конкурировать с национальными банковскими системами. "Такая практика требует повышенного внимания со стороны российских регуляторов финансового рынка", - считает депутат.

Юрий Исаев привел в качестве примера деятельность латвийского Rietumu Banka, который имеет в России лишь представительство, но при этом рекламирует вклады. При этом в Латвии очень комфортные условия по вкладам - с 1 января этого года госгарантии по вкладам повышены с 50 тыс. до 100 тыс. евро.

По словам Юрия Исаева, комитет запросил позиции Банка России и ФАС России по деятельности в России латвийского Rietumu Banka. "Полученные ответы носят поверхностный характер и отражают формальный подход к этой проблеме. Так, например, Банк России рассматривает описанную выше деятельность представительства Rietumu Banka в Москве как "оказание консультаций по порядку и условиям открытия счетов и прием документов", - пояснил зампред комитета.

По словам начальника управления контроля финансовых рынков ФАС Юлии Бондаревой, ведомство изучает рекламу на предмет ее достоверности и добросовестности, а в данном случае речь идет о законности банковских операций. Однако в ФАС отметили, что действительно зачастую условия, предлагаемые иностранными игроками, более привлекательны, и это, в свою очередь, приводит к неравным условиям конкуренции.

Все эти обстоятельства послужили поводом для того, что комитет Госдумы по финансовому рынку запросил в Центробанке и ФАС России развернутый ответ по проблеме, связанной с рекламой финансовых посредников, деятельность которых не подпадает под законодательное регулирование РФ.

Также, по сообщению Юрия Исаева, комитет поручил подкомитету по законодательству об инвестиционном рынке в возможно короткие сроки подготовить и внести в Госдуму законодательную инициативу, направленную на устранение законодательного пробела в части рекламы иностранных профессиональных финансовых посредников и их финансовых услуг на территории РФ.

"Российская ФАС ссылается на то, что не видела соответствующей рекламы, а информация на сайте той или иной компании или банка рекламой не является, - отметил "РБГ" главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин. - Законодательство РФ не запрещает гражданам открывать счета в зарубежных банках, а иностранные банки не позиционируют свои вклады как застрахованные в России".

"Речь главным образом идет об услугах компаний-нерезидентов, осуществляющих брокерское обслуживание российских граждан на зарубежных рынках, в том числе Forex и т.п. Как правило, такие компании зарегистрированы в офшорных зонах, но принадлежат российскому бизнесу", - говорит старший инвестиционный консультант ИК "ФИНАМ" Андрей Сапунов. По его мнению, средства клиентов таких компаний фактически выводятся за рубеж на счета клиентов - происходит отток капитала. "Естественно, государство заинтересовано в сокращении масштабов такой деятельности, а ограничение объемов рекламы существенно сократит "привлеченку" у зарегистрированных за рубежом финансовых компаний и, следовательно, объемы вывода капитала за рубеж", - считает эксперт.

Экономика Отрасли Связь Общество СМИ и соцсети
Добавьте RG.RU 
в избранные источники