Закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации", вступивший в силу в декабре 2010 года, предоставил таможенным органам новые полномочия в сфере регулирования защиты прав интеллектуальной собственности, известные во всем мире как ex officio (в переводе с латыни - "по обязанности").
Что это означает на практике и есть ли здесь почва для злоупотреблений со стороны таможенников, как опасается бизнес? Разобраться в этом помог заместитель начальника отдела обеспечения контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России Олег Ашурков.
Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) определил, что таможенные органы России, Белоруссии и Казахстана могут принимать меры по объектам интеллектуальной собственности (ИС), не внесенным в таможенный реестр таких объектов. Это так называемая мера ex officiо, которую ввела у себя Россия в рамках своих международных обязательств, связанных в том числе и с вступлением в ВТО. В 42-й главе закона о таможенном регулировании вопросу, связанному с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты ИС, не внесенные в таможенный реестр, посвящена отдельная статья.
До введения этой нормы таможенный орган был вправе приостановить выпуск товаров на 10 рабочих дней с возможностью продления еще на столько же, если были признаки правонарушения, связанного с незаконным использованием объекта интеллектуальной собственности, внесенного по заявлению правообладателя в таможенный реестр. При этом при наличии правонарушения правообладатель может либо напрямую обратиться в суд и там разбираться с нарушителем, либо обратиться в любой уполномоченный орган - в саму таможню (это 95 процентов случаев), в органы внутренних дел, прокуратуру. Кроме того, правообладатель имеет право обратиться также и в органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (Роспотребнадзор).
Теперь в соответствии с принципом ex officio если таможня сама видит признаки правонарушения и у нее есть информация о том, что правообладатель или его представитель зарегистрированы или ведут свою деятельность на территории РФ, то может приостановить выпуск по собственному усмотрению. Вот этого и опасались участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - злоупотреблений со стороны таможенников.
"Конечно, нельзя дать стопроцентной гарантии того, что кто-то из должностных лиц таможенных органов не злоупотребит своими полномочиями при осуществлении таможенного контроля, в том числе и в защите интеллектуальной собственности", - сказал Олег Ашурков. Однако, заметил он, "прописывая эту норму, мы старались свести возможности таких "недобросовестных" должностных лиц к минимуму".
Так, для того чтобы приостановить выпуск товара, должны быть соблюдены три условия. Во-первых, у таможни должна быть достоверная информация о том, что имеющееся на товаре обозначение является охраняемым объектом ИС. То есть это не просто какой-то рисунок, а именно обозначение, которое обладает правовой охраной на территории РФ в качестве товарного знака, зарегистрированного либо Роспатентом, либо имеющего международную регистрацию с распространением ее для РФ.
Во-вторых, недостаточно только информации о товарном знаке. Таможенный орган должен обладать информацией о том, что правообладатель сам либо через свое доверенное лицо представлен в России. И в-третьих, решение о приостановлении выпуска товара принимается не любым инспектором, а на уровне начальника таможенного органа либо должностным лицом, уполномоченным начальником таможенного органа. То есть лицом, наделенным в соответствии с установленным порядком властными полномочиями.
Приостановить выпуск товара по новым полномочиям можно всего лишь на 7 рабочих дней, в отличие от реестра, где выпуск товара приостанавливается первоначально на 10 рабочих дней. За эти семь дней, поясняет Олег Ашурков, правообладатель должен взять образцы и подтвердить, что ввоз или вывоз такого товара осуществляется с нарушением его прав на принадлежащий ему объект интеллектуальной собственности. Более того, продлить срок такого приостановления еще до 10 рабочих дней таможенный орган может лишь в том случае, если правообладатель за время первоначального приостановления выпуска подал заявление о включении данного объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр. То есть, подчеркивает Олег Ашурков, ex officio работает на конкретного правообладателя по конкретному объекту всего один раз. А далее следует обычная процедура по включению в реестр. В законе четко прописано, что эти меры не применяются, если они уже применялись в отношении того или иного объекта интеллектуальной собственности.
Следует также сказать, что по новому российскому законодательству правообладателям уменьшили сумму обеспечения обязательства возмещения имущественного вреда. Если раньше минимальная сумма такого обеспечения (сейчас используется либо банковская гарантия, либо договор страхования) составляла 500 тысяч рублей, то сейчас она снижена до 300 тысяч рублей. По словам Олега Ашуркова, в ФТС России надеются, что уменьшение суммы обеспечения благоприятно скажется на позиции правообладателей - представителей малого и среднего бизнеса, которые будут активнее прибегать к обращению в таможенную службу за защитой своих интеллектуальных прав.
Кстати, в 2010 году в таможенный реестр было включено 264 объекта интеллектуальной собственности. Так что на конец прошлого года реестр насчитывал 1836 позиций, а по состоянию на конец февраля 2011 года в нем уже 1863 объекта. По-прежнему сохраняется тенденция, связанная с тем, что более половины объектов принадлежит российским правообладателям.
Если говорить о товарной структуре реестра, то доля алкогольных напитков составляет 27 процентов, 20 процентов приходится на кондитерские изделия, 13 процентов - табачные изделия и продукты питания, 12 процентов - спортивная одежда и обувь, 10 процентов - средства гигиены и т.д. По словам Олега Ашуркова, за последние два года стали чаще обращаться правообладатели авторских прав. Так что теперь кроме Смешариков, Лунтика и "диснеевских" знаков реестр защищает Чебурашку, Крокодила Гену и Винни-Пуха. Всего по реестру таможенники защищают 29 объектов авторского права, а также одно наименование места происхождения - "Русская водка".
ТК ТС предусмотрено, что таможенные органы каждого государства - члена ТС защищают объекты интеллектуальной собственности, внесенные в их национальные таможенные реестры, то есть сохраняются три национальных таможенных реестра. Однако Кодексом предусмотрена возможность ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов ТС. Соответствующее международное соглашение уже подписано и ратифицировано в РФ.