"Фукусиму" официально приравняли к Чернобылю - такой вывод следует из вчерашнего решения японского надзорного органа повысить сразу на две позиции уровень угроз, созданных и создаваемых аварийной АЭС.
Во вторник, 12 апреля, Агентство ядерной и промышленной безопасности Японии (NISA) было вынуждено изменить собственную классификацию аварии на АЭС "Фукусима-I" с пятого уровня до седьмого по Международной шкале оценки ядерных событий (INES). К седьмому уровню по этой шкале была отнесена только авария на Чернобыльской атомной станции.
Пока, заявляют официальные представители NISA, объем радиоактивных выбросов с "Фукусимы" составляет примерно десять процентов от суммарного количества радионуклидов, поступивших в окружающую среду в результате чернобыльской катастрофы. Но по выбросам в атмосферу радиоактивного йода-131 и цезия-137 на "Фукусиме" превышен порог 10 тысяч терабеккерелей (ТБк) в час, а это уже седьмой, высший уровень опасности по шкале INES (крупная авария с обширными выбросами и последствиями за пределами площадки).
Накануне стало известно, что правительство Японии намерено объявить 20-километровую зону эвакуации вокруг аварийной АЭС "Фукусима-I" запретной для посещения территорией. Лишь по особому разрешению проживавшие там люди смогут ненадолго заглянуть в свои покинутые в спешке дома. При этом будут приняты все необходимые меры безопасности, включая радиационный контроль, дезактивацию или изъятие вещей. За нарушение такого порядка законом предусматривается наказание.
Эксперты в российской атомной отрасли обращают внимание на то, что внутри самой Японии, и прежде всего между ее регулирующими и надзорными органами нет единства в понимании происходящего на аварийной атомной станции. Уже упоминавшееся Агентство ядерной и промышленной безопасности Японии (NISA), отмечает Nuclear.Ru, замыкается на Агентство природных ресурсов и энергетики, которое, в свою очередь, подчинено министерству экономики, торговли и промышленности.
Помимо NISA (ее главная функция - обеспечение безопасной эксплуатации атомных станций) есть еще Комиссия по ядерной безопасности Японии (NSC), учрежденная при аппарате правительства. По замыслу, она должна выступать контролирующей инстанцией в отношении NISA. А на деле, за что ее сейчас особенно остро критикуют, фактически дублирует решения агентства и не выполняет своих контрольных функций.
Так, еще несколько дней назад эта комиссия объявила, что не видит причин расширять границы "добровольной эвакуации" за пределами 20-километровой зоны. В радиусе до 30 километров от АЭС "Фукусима-1" жителям лишь рекомендовано держать закрытыми окна и двери, не использовать кондиционеры и не выходить без острой надобности из своих домов. Позднее, но уже в добровольном порядке, предложили эвакуироваться. Но совсем не по причине опасных уровней радиации, а "в связи с трудностями в обеспечении этих районов предметами первой необходимости".
Специалисты Международного агентства по атомной энергии, призванные на помощь официальным Токио, еще в начале апреля зафиксировали, что в районе Итатэ - это 40 километров от "Фукусимы" - загрязнение почвы превышает уровни, при которых нужна эвакуация, если следовать критериям МАГАТЭ. В Комиссии по ядерной безопасности и этот факт интерпретировали по-своему, заявив в интервью телеканалу NHK, что "измерения японских экспертов являются более точными". В особенности, когда это касается не общих замеров радиационного фона или каких-то локальных пятен, а непосредственно "воздействия радиации на организм человека".
И тут, я полагаю, у японских врачей и ученых есть все основания полагаться не на заемный, а на свой собственный, более чем полувекой опыт работы с пострадавшими от радиации при атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки. То, как заботились и продолжают заботиться в этой стране о своих хибакуси в нескольких поколениях, не оставляет ни малейших сомений, что вся возможная помощь со стороны государства будет оказана и пострадавшим от "Фукусимы". Сожалеть, возможно, придется лишь о том, что таких пострадавших могло быть меньше.
Исход событий на "Фукусиме" до конца не ясен, но уже сейчас, считает бывший глава Минатома России Евгений Адамов, она ударила по перспективам атомной энергетики сильнее Чернобыля. Тогда, по словам экс-министра, в Европе и США нашли случившемуся удобное объяснение: Советы - что с них возьмешь? Первобытные технологии и никакой дисциплины. Хорошо умеют делать только бомбы. А тут - сверхдисциплинированная Япония, компьютеры, цифровые технологии. И не один, а шесть энергоблоков пошли вразнос. Теперь попробуй докажи, что эта утка не хромая от рождения.