В Абиджане в собственной резиденции схвачен бывший президент страны 65-летний Лоран Гбагбо.
Вместе с ним в руки официально признанного нового президента Алассана Уаттары попали его жена Симона и сын Мишель. По свидетельству очевидцев и участников захвата, Гбагбо не пострадал, если не считать припухшей от солдатской оплеухи щеки, а вот Мишель был сильно избит и весь в крови. Гбагбо, одетый в белую майку и расстегнутую рубашку, выглядел усталым и настороженным. Потом его принарядили, велели выступить по телевидению и призвать к "прекращению боевых действий и окончанию кризиса в стране".
Выпускник Сорбонны и бывший историк-марксист, Гбагбо правил страной десять лет, но в ноябре прошлого года немного проиграл на выборах Уаттаре (46 процентов голосов против 54). Международное сообщество присудило победу Уаттаре, однако Гбагбо признать поражение отказался. Оба сформировали свои правительства, и установилось двоевластие. Вялотекущий конфликт резко обострился две недели назад, начались ожесточенные бои, погибли не менее полутора тысяч человек (на самом деле, как считают сведущие люди, гораздо больше), более миллиона стали беженцами.
Боевые действия могли бы продолжаться еще долго, но в дело решительно вмешался французский военный контингент "Ликорн", находящийся в этой бывшей французской колонии по мандату ООН.
Французские боевые вертолеты бомбили резиденцию Гбагбо, а потом туда двинулись 25 французских танков и БТР. Сторонники Гбагбо уверяют, что и его самого захватили французы. Французы это отрицают, но ясно, что именно их интервенция решила исход конфликта и что захват Гбагбо без них был бы невозможен.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон высоко оценила действия Франции и сказала, что "арест бывшего президента Гбагбо посылает мощный сигнал диктаторам и тиранам в регионе и во всем мире: для тех, кто цепляется за власть, будут серьезные последствия". В известном смысле Гбагбо устроили показательную порку: одна из великих держав показала тиранам в маленьких странах, что церемониться с ними не будут.
Со своей стороны министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг призвал обходиться с Гбагбо с уважением и если судить, то надлежащим образом.
А судить, скорее всего, будут. Пока что он помещен в отель "Гольф", где размещается штаб-квартира Уаттары, и находится под охраной ооновских жандармов. Потом его, по словам представителей Уаттары, передадут либо французам, либо ооновцам. Уаттара неоднократно призывал судить Гбагбо за преступления против человечности, а после его ареста объявил о создании комиссии, которая займется расследованием обвинений в жестокости против гражданских лиц - обвинений, которые выдвигаются против обеих сторон.
Прокурор Международного уголовного суда Луис Морено-Окампо уже начал предварительное расследование возможных военных преступлений и преступлений против человечности в Кот-д Ивуаре. И здесь тоже речь идет о причастности к преступлениям как сторонников Гбагбо, так и Уаттары.
Африканский директор правозащитной организации "Хьюман Райтс Уотч" Дэниэл Бекеле боится только одного - как бы "Лорану Гбагбо не даровали "золотую высылку" в какую-нибудь страну, которая защитила бы его от национального или международного правосудия".