12.04.2011 23:42
    Поделиться

    МВФ сомневается, что инфляция в России замедлилась надолго

    Мвф сомневается, что инфляция в России замедлилась надолго и призывает Центробанк к большей жесткости

    Замедление российской инфляции носит временный характер, предупредил вчера глава постоянного представительства Международного валютного фонда в Москве Одд Пер Брекк. И рекомендует Центробанку ужесточить денежно-кредитную политику.

    А для того, чтобы правительство принимало более взвешенные решения в бюджетной и налоговой политике Брекк советует создать в стране независимое бюджетно-налоговое агентство. В его состав могли бы войти наиболее влиятельные профессиональные экономисты, они бы оценивали макроэкономическую политику и риски, разъясняли их общественности и давали свои рекомендации правительству.

    Брекк не стал пояснять, какие именно меры следует предпринять Центробанку для укрощения инфляции. Но подчеркнул, что рост цен все еще остается высоким - 9,5 процента в годовом исчислении. При этом наметившееся в последнее время замедление роста цен носит временный характер, предсказывает он. Оно связано со снижением цен на продовольственные товары и действиями российских властей на некоторых рынках, например на рынке бензина, поясняет Брекк. Но инфляционные ожидания, по его выражению, "укореняются". И потому ЦБ надо действовать "более энергично", чтобы достичь поставленного ориентира по инфляции в 6-7 процентов к концу года. Официальные представители ЦБ до сих пор считают достижение этой планки реальным, хотя минэкономразвития уже подняло ее черту до 7-7,5 процента. В последнем обзоре по мировой экономике МВФ для сдерживания инфляции рекомендует не противодействовать укреплению рубля и продолжить политику повышения процентных ставок, рассказывает директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии Сергей Моисеев. Но вряд ли ЦБ немедленно последует совету, прогнозирует эксперт. Он уже трижды повышал нормативы обязательных резервов, в феврале впервые за послекризисный период поднял ставку рефинансирования на 0,25 процента. Но инфляция по недельным данным замедляется, МВФ в своих рекомендациях основывается на запоздалых данных, сейчас делать резких движений не стоит, считает Моисеев.

     
    Видео: Сергей Куксин

    Создание независимого бюджетно-налогового агентства Брекк мотивирует необходимостью снизить зависимость российской экономики колебаний цен на нефть. Российской налогово-бюджетной политике надо найти прочный якорь, говорит представитель фонда. И советует пристально следить за ненефтегазовым дефицитом. То есть, по сути дела, считать дефицит без доходов от экспорта нефти и газа. В 2011 году, подсчитал Брекк, такой дефицит составит 13 процентов ВВП. Тогда как по официальному прогнозу, но с учетом поступлений от нефти и газа, "дыра" в бюджете не превысит 3,6 процента ВВП. Подходы Брекка созвучны идеям минфина. До кризиса с его подачи были приняты решения об отделении доходов от экспорта нефти и газа от бюджета и установлении постоянного нефтегазового трансферта в казну. Теперь в правительстве и экспертных группах, работающих над стратегией 2020 года, вновь идут дебаты о возвращении к прежним правилам или выработке новых. Эксперты рекомендуют вернуться к так называемой "цене отсечения", рассказывает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. "Цена отсечения", считает он, должна находиться на уровне средних многолетних цен на нефть - примерно 70 долларов за баррель, все более высокие доходы - уходить в Резервный фонд. По логике Брекка, специальное агентство было бы сдерживающим фактором для властей, когда они принимают решения о наращивании расходов. В некоторых странах Европы подобные структуры существуют, они напрямую привязаны к законодательной власти, говорит Моисеев. Но проблема в том, как обеспечить действительную независимость такого института, решить вопрос с его финансированием, уточняет эксперт. С другой стороны, маловероятно, что правительство будет слушать экспертов, объясняет он. Отчасти подобная работа уже происходит, возражает Гурвич: минфин и минэкономразвития проводят встречи с экспертами, прислушиваются к их мнению. Если сделать эту деятельность более публичной, сконцентрировать ресурсы, эффект был бы больше. А если вовлечь в такую группу таких влиятельных и независимых экспертов, как Олег Вьюгин или Евгений Гавриленков, вряд ли понадобилось бы дополнительное финансирование, говорит Гурвич.

    Поделиться