Михаил Швыдкой: Диалог - единственно верное отношение человека с окружающим миром и самим собой

На минувшей неделе в Баку проходил Всемирный форум, посвященный проблемам межкультурного диалога. Он собрал более пятисот участников из самых разных европейских, американских, азиатских и африканских стран. Пожалуй, не было только австралийцев, зато были представлены крупнейшие международные организации - от ЮНЕСКО, Совета Европы и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества СНГ до Исламской конференции. По приглашениям министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова и министра культуры республики Абульфаза Гараева в Баку приехали не только их коллеги и влиятельные международные чиновники, но и деятели культуры и образования, философы, историки, культурологи, лидеры феминистских, правозащитных и молодежных организаций, наконец, журналисты из печатных и электронных СМИ. За три дня успели обсудить самые разные проблемы, от гендерных до социокультурных, общий смысл которых можно было бы выразить названием одного из "круглых столов" - "К миру без разделительных линий".

Эта тема, безусловно, важна сегодня, когда крупнейшие европейские страны, входящие в "восьмерку", одна за другой объявляют о провале политики по построению "мультикультурных обществ". Признав невозможным создать условия для полноценного бытования различных этносов и конфессий в рамках современных демократических государств, правительства этих стран пока ничего не предъявляют взамен. Разве что ужесточают требования к правилам поведения своих граждан. Достаточно назвать принятый в минувший понедельник закон Французской Республики о запрете носить паранджу и никаб в общественных местах.

Проекты подобных законов рассматриваются сейчас в Италии и Швейцарии. Но запреты редко бывали самыми плодотворными решениями проблем. Все это, естественно, не может не вызывать опасений. Тем более что немалое число обывателей разных стран выбирают самые простые и одновременно самые радикальные модели решения национальных проблем: они попросту предлагают ущемлять права не только новых мигрантов, но и вообще всех граждан не титульных народов.

Правые радикалы побеждают на парламентских и муниципальных выборах с программами, в которых жесткая национальная политика становится важнейшим инструментом решения социальных проблем. Кажется, что рушатся основные принципы демократического мироустройства, базирующиеся на гуманистических ценностях нового и новейшего времени, которые провозглашают равенство людей в обладании основными гражданскими правами.

И не надо думать, что речь идет только о правах выходцев из азиатских и африканских стран в Европе и Америке, - нередки примеры, когда христиане в исламских государствах терпят социальные притеснения только из-за того, что придерживаются иных догматов веры. И кто-то уже торопится отказаться от фундаментальных принципов любого демократического общества - от понятий свободы, равенства, братства, справедливости. Именно поэтому желание еще раз подтвердить важность этих ценностей для человеческого сообщества, предпринятая в Баку, была не только уместна, но и вполне актуальна.

Открывая форум, президент Азербайджана Ильхам Алиев сказал, что для гуманного и уважительного диалога между народами нужна "политическая воля. И тогда терпимость станет источником силы, а не слабости". Безусловно, современный Азербайджан стал государством, где царит межнациональный и межконфессиональный мир (замечу, что в девятимиллионной республике работает более трехсот тысяч человек, приехавших из дальнего зарубежья, - от немцев до вьетнамцев).

Но, естественно, что в своем выступлении Алиев не мог не упомянуть о той трагедии, которая разъединила двадцать с лишним лет назад два соседних народа - азербайджанцев и армян, которые вполне мирно жили рядом на протяжении столетий, в том числе и в самом Баку.

У каждого межнационального конфликта своя история, свои причины и поводы. Но какими бы ни были приводные ремни столкновений - политическими, экономическими, социальными, - на улицу выходят люди, отравленные ненавистью ко всему чужому. К чужому укладу жизни, обычаям, внешнему виду, социальному поведению.

Если народ начинает жить в режиме монолога, то для диалога ему никто не нужен. Другой становится врагом по определению. Увы, на Кавказе - и Северном, и Южном - все это знают не понаслышке. Именно поэтому Алиев не раз повторил слова "политическая воля". Очень многое зависит от воли лидеров государств, политических и экономических элит. Притом что межкультурный диалог совсем не теоретическое понятие.

Простое гастрономическое наблюдение: на столе у нас дома, да и в домах многих моих друзей фаршированная рыба соседствует с салом или свиной домашней колбасой, а потом приносят кутабы или долму. Поверьте, правильная закуска под правильные напитки, безусловно, сближает народы - это будут опровергать только отъявленные ханжи.

Диалог - единственно верное отношение человека с окружающим миром и самим собой. К тому же чаще всего это некий внутренний диалог - нам есть о чем спросить самих себя. Потому что человек - субъект и объект межкультурного диалога - по-прежнему неразгаданная и во многом неопознанная загадка.

Сегодня кажется, что коль скоро биология сделала множество фундаментальных открытий - вплоть до познания генома человека, - то мы способны с помощью генной инженерии исправить общество и мир в целом. Но боюсь, что это утопия, торжествующий биологический материализм, бесспорно, вызывающий восхищение, тем не менее вряд ли способен разобраться в той вечной борьбе высокого и низменного, окультуренного и варварского, современного и архаичного, что непрерывно происходит в каждом из нас и в человечестве в целом.

На самом деле мы так и не смогли ответить на нехитрый, казалось бы, вопрос, мучающий человечество последние 70 лет: "Как можно любить Бетховена и под его музыку отправлять людей в газовые камеры?" Мы просто не стали на него отвечать. Вернее, ответили, лишь констатировав факт: "Можно. И все". И не сумев найти подлинную глубинную первопричину подобной трагической гримасы рода человеческого, решили вытеснить этот вопрос на задворки общественного и личного сознания.

Философ Низами Мамедов, директор российского Института глобализации и устойчивого развития, не случайно посвятил свое выступление проблеме человека, его социобиологическому развитию. И поставил один из ключевых вопросов, от ответа на который во многом зависит судьба межкультурного диалога: "Завершилась ли эволюция человека?"

В сегодняшнем мире вопросов больше, чем ответов. И не надо бояться собственного незнания. Тщеславная самоуверенность, демонстрация всезнания и всесилия, как правило, приводила человечество к катастрофам. Именно поэтому так важно внимательно прислушиваться к окружающему нас миру, ощутить себя его частью. И разделить это чувство с другими его обитателями. И понять, наконец, что Создатель ни от кого из нас не в восторге.