Домой - только по пропускам. С недавних пор такая система действует в микрорайоне Белые Столбы городского округа Домодедово. Впрочем, и в других местах области - сплошь и рядом заборы и шлагбаумы, которые выросли на пустом месте.
Строгий пропускной режим был введен в Белых Столбах в феврале. "Неожиданно выяснилось, что отныне мы можем выезжать из дома и возвращаться с 6.30 до 8.30 и с 17.30 до 20.30, - жалуются жители. - И это касается только людей из списка!" При себе надо иметь паспорт и документы, подтверждающие собственность на дом. Жители возмущаются: "Ни принять гостей, ни вызвать врача. На приезд "скорой" надо оформлять разрешение за сутки. В территориальном управлении микрорайона Белые Столбы с тревогой говорят: "Здесь есть дети, инвалиды, лежачий больной! Медпомощь им можем потребоваться в любой момент". Да и остальные жители - разве медиумы, чтобы предвидеть, в какой час у кого прихватит сердце? По их словам, из-за таких проволочек врачи не успели оказать помощь старику...
Все это - на совести администрации Госфильмофонда, на чьей территории и располагается микрорайон. Забор стал расти год назад... Местные власти забили тревогу. Прокуратура Домодедовского городского округа вынесла представление Госфильмофонду: обеспечить жителям беспрепятственный пропуск к домам. Но КПП и ныне там.
Подобных "заборных" примеров - масса. Скажем, недавно на территории деревни Терпигорьево Мытищинского района на пути к водоему появились ворота. Благодаря вмешательству подмосковного Госадмтехнадзора привлекли к административной ответственности представителя инициативной группы, с чьей подачи и выросла ограда. Но одно дело - навести порядок в общественных местах, расположенных на землях поселений, и другое - если речь идет о частном участке. Каково же было удивление жителей деревни Ермолино Дмитровского района, когда, зайдя в лес, они увидели: большой участок замурован металлическим ограждением. В Госадмтехнадзоре только развели руками: участок не входит в состав лесного фонда и принадлежит некоему ООО. А раз так, то эта организация вполне может городить забор на законных основаниях. "Но только при условии, что он не будет мешать проходу жителей в лес, - уточнил первый замначальника Госадмтехнадзора Геннадий Чечкин и напомнил: - Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе запрещать жителям собирать на них грибы-ягоды. Лесной кодекс предусматривает возможность ограничения доступа граждан в леса только в целях пожарной и санитарной безопасности, а также безопасности граждан при выполнении работ. Еще если речь идет об особо охраняемых территориях и лесах на землях обороны".
Если шлагбаумы и кордоны появляются на землях лесного фонда, навести порядок - дело Рослесхоза. Если же частник ставит забор на территории, подведомственной местной администрации, разбираться с ним должен подмосковный Госадмтехнадзор. По закону Московской области тем, кто самовольно возводит ограждения, грозит наказание: для физических лиц на 500 - 2,5 тысячи рублей, для должностных - на 3-5 тысяч рублей, юридических - на 20-40 тысяч рублей. Вот только наказать их - проблема. Инспектор Госадмтехнадзора вместе с полицией вправе проверять частные владения только один раз в два года. И то с санкции прокурора. Однако даже порой по жалобе жителей инспектор не может пробраться на территорию коттеджного поселка. На его пути встает невозмутимый охранник: "Это частная территория".
По мнению экспертов, виной всему - пробелы законодательства. "Раньше леса и водоемы находились в государственной собственности. Вступившие в силу с 2007 года Лесной и Водный кодексы в корне поменяли концепцию природопользования и вопросы права собственности на эти ценнейшие, жизненно важные ресурсы, - поясняет Ольга Яковлева, член Московской областной коллегии адвокатов. - Новые законы допускают передачу лесных земель и водоемов в частную собственность или аренду на 49 лет. Они стали товаром, находящимся в гражданском обороте". Напомним также: лес сдают в аренду для культурно-оздоровительных, охотничьих целей, а также для сенокоса, сбора ягод, под ульи... Капитальное строительство здесь запрещено, возводить можно небольшие избушки, баньки. А рубка деревьев позволяется только санитарная. Однако в Подмосковье широко применяются "серые" схемы вывода земель из сельхозоборота через выделение под дачное строительство. К тому же арендаторы имеют право выкупить земельный участок в первоочередном порядке и по цене намного ниже кадастровой. Поэтому у муниципальных чиновников существует большой соблазн сдать землю в аренду, положив в карман приличный куш. Для них претензии жителей, которые не могут добраться до леса или к речке, выглядят совсем неубедительно...
По мнению Яковлевой, гарантии права граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах, закрепленные Лесным кодексом, перечеркиваются положениями Гражданского и Земельного кодексов. "Эти документы не возлагают на собственников и арендаторов земельных участков обязанность пускать туда посторонних и разрешать им сбор лесной продукции, - поясняет она. - Водный кодекс гарантирует свободный и бесплатный доступ только к водоемам, а они тоже передаются в аренду или собственность... Реки, озера, водохранилища или их части становятся недоступными для обычных граждан". Адвокат подчеркивает: в то же время в соответствии с Конституцией РФ земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни народов, проживающих на соответствующей территории. На практике именно местные жители теряют возможность пользоваться лесом и водой. "Реально оспорить возведение заборов, установление шлагбаумов, запретов на доступ в лес или к водоему люди могут в суде, - отмечает Яковлева. - Но судебные процессы длятся гораздо дольше, чем "грибной сезон". Да и многие ли из сельских жителей решатся обратиться в суд за защитой своих прав?" По Лесному и Водному кодексам, отметила она также, органы власти не имеют обязанностей по обеспечению прав граждан на свободный и бесплатный доступ в частные или арендованные леса или к водоемам. Впрочем, в Госадмтехнадзоре считают, что на ситуацию можно влиять. "В соответствии с 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", контроль над использованием земель местного поселения - в юрисдикции местных властей, - утверждает Геннадий Чечкин. - Именно они обязаны прописывать правила землепользования (в том числе и по возведению заборов), которые должны неуклонно соблюдаться. В таких случаях нам проще воздействовать на нарушителей". Другой вопрос - как заставить муниципалитеты прописать правила землепользования и потом их самим соблюдать?