Правительство Иркутской области и депутаты регионального Законодательного собрания подготовили пакет поправок в областной закон, регулирующий деятельность пунктов приема и отгрузки древесины. Без подобной "адаптации" принятый полгода назад документ оставался практически нерабочим.
Закон "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области" был принят в сентябре 2010 года. Спустя месяц был вынесен на обсуждение, а затем и утвержден дополняющий его закон об административной ответственности за нарушения правил приема и отгрузки леса. Этот правовой "тандем" должен был сократить количество нелегальных лесных вырубок в Приангарье как минимум на четверть.
К январю все действующие ныне пункты должны были пройти регистрацию в областном правительстве и ежемесячно декларировать объемы поставляемой и отгружаемой древесины. Не хочешь отчитываться - закрывайся. Также были введены единые правила учета заготовки и движения древесины: пункты отгрузки обязали вести книгу учета приемо-сдаточных актов, фиксируя все сведения, от даты отгрузки до правоустанавливающих документов лесозаготовителя, госномера и марки лесовоза. Соответственно, пунктам приема-отгрузки вменили в обязанность проверять документы о происхождении древесины у сдатчиков леса и запретили принимать древесину у бюджетных организаций, сельхозпредприятий и населения. Нарушителям этих правил грозил штраф от 30 тысяч до 500 тысяч рублей, в зависимости от организационной формы и тяжести проступка.
Однако даже к апрелю 2011 года закон, как выяснилось, исполнялся ни шатко ни валко. По данным заместителя министра лесного комплекса Иркутской области Юрия Вельдяева, на сегодня выдано чуть более 1 200 свидетельств о регистрации пункта приема-отгрузки древесины. Это примерно половина от того количества пунктов, которые зарегистрированы в налоговой. Остальные до сих пор работают без документов. В число нарушителей попали даже такие серьезные предприятия как Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат.
По мнению Вельдяева, отчасти причины такого саботажа кроются в самом законе, доскональное соблюдение которого погребет предпринимателей под ворохом бумаг. Дело в том, что иркутские депутаты, взяв за пример аналогичный закон, действующий в Забайкальском крае, автоматически перенесли на иркутскую почву пункт о бумажном документообороте. Но в Забайкалье, отмечают в министерстве, объем заготовки древесины в четыре раза меньше, чем в Приангарье, а пунктов приема и отгрузки древесины менее 500. Понятно, что забайкальцам с их объемом бумаг справиться легче.
По мнению западно-байкаль-ского межрайонного прокурора Алексея Калинина, бумажный документооборот замедляет и процесс проверки предпринимателей. С начала действия закона проверки прошли лишь на 150 пунктах приема леса. Но даже при такой малой выборке было обнаружено более девяноста правонарушений.
Даже для областного министерства лесного комплекса исполнение закона в данной редакции в полном объеме может оказаться не по силам.
- Когда зарегистрируются все существующие пункты и ежемесячно начнут слать декларации об объемах отгруженного леса, мы физически не сумеем их обработать, - констатировал Юрий Вельдяев.
Его ведомство предложило законодательно закрепить электронный документооборот. Замминистра даже заявил, что уже разрабатывается программное обеспечение для перехода на электронный учет.
Другая поправка в закон, предложенная лесной милицией, позволит перераспределить штрафы, взимаемые с нарушителей данного закона, в пользу местных бюджетов, а конкретнее - в пользу тех муниципалитетов, где были обнаружены "черные лесорубы" и скупщики нелегальной древесины. Таким образом, местные власти будут заинтересованы в поимке нарушителей. Кроме того, поправки предусматривают включение должностных лиц управления внутренних дел на транспорте в перечень имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях. Это поможет своевременно отслеживать нелегальную древесину уже отгруженную и отправленную покупателям.
Законодателям также предложили исключить из деклараций графы, в которых должна указываться стоимость партии древесины - этот вопрос достаточно неоднозначный, даже в таможенном оформлении существует несколько методик определения цены экспортируемой древесины.
Как предполагает председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного собрания Иркутской области Юрий Фалейчик, в апреле депутаты смогут принять эти поправки и в мае они вступят в силу.
Впрочем, ряд предложений был отвергнут, что называется, изначально. Например, представители Группы "Илим" в Иркутске при поддержке президента Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Приангарья Юрия Логачева заявили о необходимости освободить крупных участников рынка от ежемесячной подачи декларации. Промышленники ссылались на то, что крупные участники лесного рынка, как правило, проходят добровольную сертификацию, подтверждающую легальное происхождение используемой ими древесины. Вместо этого властям было предложено сосредоточить свое внимание на мелких и средних компаниях, работающих в отрасли.
Однако Юрий Фалейчик - главный разработчик закона о деятельность пунктов отгрузки - заметил, что перед законом должны быть равны все без исключений. В противном случае правовой акт теряет смысл. Кроме того, как показала практика, среди нарушителей этого закона имеются и весьма крупные предприятия - на Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат заведено дело об административном нарушении: предприятие не встало на учет как пункт приема и отгрузки древесины, хотя занимается приемом леса у заготовителей.
Усилить борьбу с незаконной заготовкой леса, а также создать прозрачную систему контроля деятельности лесоприемных пунктов позволит закон "Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Красноярского края", разработанный в министерстве природных ресурсов и лесного комплекса регионального правительства.
В частности, положения закона предусматривают постановку на учет всех действующих пунктов приема и отгрузки древесины, примыкающих к железнодорожным путям, а также мониторинг всех организаций, работающих на таких пунктах.
Кроме того, в крае решено создать единый электронный реестр учета заготовки и движения древесины, включающий также оперативную информацию о выявленных фактах незаконной вырубки леса. Предполагается, что этот реестр будет наполняться и использоваться всеми участниками охраны лесного фонда: службой по контролю в сфере природопользования края, краевым агентством лесной отрасли, органами внутренних дел и прокуратуры, а также Красноярской железной дорогой, налоговой инспекцией, Красноярской таможней и управлением Россельхознадзора.