В Екатеринбурге прошла международная конференция "Киотский протокол как финансовый инструмент реализации проектов по энергоэффективности".
Напомню, упомянутый протокол дополняет рамочную Конвенцию ООН об изменении климата и закрепляет количественные обязательства стран по снижению поступлений парниковых газов в атмосферу. Документ также вводит механизмы торговли правами на выбросы этих газов. Предполагается, что уменьшение выбросов спасет планету от глобального потепления. Впрочем, про климат на конференции не сказали ни слова. Понятия "финансовый инструмент" и "энергоэффективность" оказались яснее и, что называется, ближе к телу.
По словам Николь Реттмер, генерального директора The CO Firm (Берлин), в России существуют огромные возможности для сокращения выбросов углерода. По экспертным оценкам, суммарный экономический потенциал во всех отраслях промышленности и в быту составляет 345 миллионов евро. Их можно "высвободить", вложив 120 миллионов. Крупные промышленные предприятия, например металлургические, могут, по словам госпожи Реттмер, сократить потребление энергоресурсов, а соответственно и выбросы углерода минимум на четверть. Причем 10-15 процентов сэкономить можно вообще без капиталовложений: за счет организации рабочих процессов и обучения сотрудников "энергоэффективному поведению" - буквально выключению лампочек и закрыванию форточек. А вот чтобы добиться большей экономии, заводу придется вложить от ста тысяч до миллиона евро.
По оценкам международных специалистов, процессы энергосбережения в России уже пошли, примером этого служит соответствующий федеральный закон. Дело за малым - научить предприятия использовать "киотские" механизмы привлечения денег. В частности, проекты совместного осуществления (ПСО), которые схематично выглядят так: развитые страны участвуют в проектах по сокращению выбросов парниковых газов, которые реализуются в других странах - участницах Киотского протокола. Участие может выражаться в виде передачи оборудования, технологий или инвестиций. Как правило, в роли инвесторов выступают европейские или азиатские компании.
Сегодня в Уральском округе готовы реализовать ПСО более 20 компаний. В основном это предприятия нефтегазодобычи в Югре, а также металлургические и энергетические гиганты Южного и Среднего Урала. Впрочем, небольшие компании и даже муниципалитеты тоже начинают двигаться в этом направлении. Так, по заказу администрации Челябинска разработан проект утилизации свалочного газа. Его финансирование предполагается осуществить за счет продажи квот на выбросы парникового газа в атмосферу. Покупателем выступит правительство Королевства Дании, оно уже авансировало разработку проектной документации.
Из всех регионов УрФО наиболее активное участие в "киотском" процессе принимает именно Челябинская область. В конце прошлого года при региональном министерстве промышленности был организован координационный совет. Его специалисты подсчитали, что суммарный объем сокращений выбросов парниковых газов на территории области по подготовленным или находящимся в стадии разработки проектам совместного осуществления составляет более 15 миллионов тонн углерода. По словам Евгения Климова, члена координационного совета, реализация этих проектов позволит предприятиям привлечь инвестиции в размере около 150 миллионов евро.