13.04.2011 23:03
    Поделиться

    В Казани проходит выставка иллюстраций Марка Шагала

    В экспозиции представлены 76 цветных и черно-белых литографий художника. Изобразить суровых израильских пророков и царей по-детски трогательно и наивно мог только Шагал.

    - Это взгляд великого художника на великую книгу, - охарактеризовал серию графических работ организатор выставки директор компании "Арт-регион" Михаил Альтерман. Как он пояснил, все литографии были собраны в единую экспозицию из трех частных коллекций в Германии. Картины уже побывали в нескольких российских городах и вот добрались до Казани.

    Известные библейские сюжеты, среди которых грехопадение Адама и Евы, убийство Каином Авеля, получение Моисеем скрижалей с заповедями, в его интерпретации в буквальном смысле играют новыми красками. Посетители, привыкшие видеть ветхозаветных персонажей на полотнах мастеров эпохи Возрождения или на иконах, испытывают на выставке некую оторопь. Настолько "легкомысленная" художественная манера Шагала, казалось бы, не вяжется с библейскими образами.

    Так что с ходу понять, что же за фрагмент изображен на той или иной картине, даже знатоку Библии будет непросто. Впрочем, подсказкой на этот случай служат соответствующие цитаты из Ветхого Завета, сопровождающие каждую литографию.

    Однако никто не упрекнет автора в кощунстве или эпатаже. Он всегда относился к Библии с особым трепетом. Как известно, Шагал даже расписывал католические костелы и лютеранские кирхи. А серия иллюстраций к Ветхому Завету буквально выстрадана художником. Впервые к этой тематике художник обратился в 30-е годы, после того как побывал в Палестине, Сирии и Египте. Вдохновленный путешествием Марк Шагал создал около тридцати гуашей и шестидесяти офортов, иллюстрирующих Ветхий Завет, Пятикнижие и тексты Исайи. Но в 1933 году эти произведения были публично сожжены в Мангейме по приказу Геббельса.

    Вернулся к библейской теме Шагал только в 1960 году. Но на сей раз он уже избрал технику черно-белой и цветной литографии, максимально соответствующей его живописной манере.

    Как утверждают искусствоведы, в этих работах можно уловить и знаменитую витебскую тему Шагала. Покосившиеся заборчики, маленькие деревца, лошадки, вездесущие козы и птицы - все они родом из белорусского города.

    Поделиться