14.04.2011 23:30
    Поделиться

    Константин Косачев: ПАСЕ еще решает, что должно быть предметом мониторинга в отношении России

    Докладчики ПАСЕ не хотят покидать Россию

    Страсбург, возможно, единственное место в мире, где права человека обладают, что называется, материальной формой. Именно так, без каких-либо уточнений - "Права человека" - называется трамвайная остановка, расположенная напротив Европейского суда по правам человека, в двух шагах от здания, где заседают депутаты Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

    В четверг участники апрельской сессии ПАСЕ обсуждали эти самые пресловутые права в разделе срочных вопросов применительно к Ливии. В зале было немноголюдно. Видимо, многие депутаты сочли развернувшуюся дискуссию необходимой, но мало на что влияющей формальностью.

    На завершившейся в пятницу сессии большинство вопросов, прямо или косвенно затрагивающих интересы России, обсуждались за кулисами публичных сессий. О том, какие дебаты состоялись за плотно закрытыми для журналистов дверями, корреспондент "РГ" расспросил главу российской делегации в ПАСЕ Константина Косачева.

    Российская газета: В четверг на своем рабочем столе я нашел отчет комиссии ПАСЕ, посещавшей Москву и Казань с проверкой, как Россия соблюдает свои обязательства в качестве члена Ассамблеи.

    Константин Косачев: Эта бумага пока особого значения не имеет и носит сугубо информационный характер. На самом деле в Страсбурге произошло столкновение двух позиций. Разговор шел о том, что должно быть предметом мониторинга в отношении России. Существуют две концепции. Первая - предметом мониторинга должны стать только те обязательства, которые Москва взяла на себя при вступлении в организацию в 1996 году. И к этому не следует добавлять иные сюжеты, которые могут рассматриваться лишь в качестве отдельных докладов. Вторая концепция - мониторинг должен включать все, что происходит в нашей стране и относится к компетенции Ассамблеи. Не только те положения, под которыми Россия подписалась, но и те, которые, будучи позицией Ассамблеи, не обязательно мы разделяем. Эти два подхода между собой соревнуются. Докладчики по мониторингу России попробовали выработать единый подход и обещали прислать мне его на следующей неделе. У себя на столе вы нашли то, что докладчики ПАСЕ увидели в ходе предыдущих трех поездок в Россию. Но они сами до сих пор не понимают, что из этих наблюдений в конечном итоге войдет в отчет и будет предъявлено нам в качестве каких-то требований, а что нет. 18-20 июля докладчики вновь приедут в Россию. Тогда мы и попробуем свести воедино подходы и оценки.

    РГ: Как вы оцениваете решение Ассамблеи включить в принятый в среду мониторинговый доклад по Грузии очередное политическое заявление о якобы "оккупированных" Россией территориях?

    Косачев: Действительно, вроде обсуждали ситуацию с правами человека в Грузии, но в очередной раз ПАСЕ всадило туда формулировку по "оккупированным" территориям. И сегодня все только об этом говорят.

    Такая же ситуация с искусственно прицепленным политическим "вагончиком" может теоретически возникнуть и при работе над еще двумя докладами, которая ведется в комиссии по миграции и затрагивает Россию. Оба они посвящены проблеме беженцев и временно перемещенных лиц. Один доклад готовится в отношении Северного Кавказа и развивает прошлогодний отчет ПАСЕ по ситуации в регионе с правами человека. Второй - по такой же проблеме, но уже на Кавказе Южном, составляется по итогам конфликта в Грузии. В обоих случаях докладчики только назначены.

    Очень важно, что они будут выступать по линии комиссии по миграции, а не по линии юридической или политической комиссий. Мы такой подход поддерживаем и считаем, что Ассамблея правильно концентрируется прежде всего на гуманитарных аспектах сложившейся в регионах ситуации. Насколько докладчикам, в случае с Северным Кавказом это грек, а в случае с Южным - шведка, удастся свою работу сохранить деполитизированной, не знаю. Если они не справятся с этой задачей, то эти доклады вряд ли будут услышанными и воспринимаемыми в России. А мне хотелось, чтобы они были услышаны, потому что речь идет о реальных проблемах людей, которым нужно помогать.

    В ходе апрельской сессии у нас возникли серьезные дебаты по поводу планов юридической комиссии ПАСЕ заняться мониторингом ряда громких судебных дел, проходивших в России. Но мы считаем, что если одна комиссия Ассамблеи в ходе мониторинга анализирует всю ситуацию в стране, то тогда не надо дублировать эти процедуры в других комиссиях. Например, в той же юридической. В противном случае это будет означать, что докладчики ПАСЕ, представляющие различные комитеты, будут по очереди проситься в одни и те же российские структуры - минюст, прокуратуру, Верховный суд, чтобы задавать им по нескольку раз одни и те же вопросы. Это глупость.

    Поделиться