14.04.2011 23:26
    Поделиться

    Производители и импортеры будут нести финансовую ответственность за утилизацию отходов

    Утилизацию холодильника граждане оплатят при его покупке

    К июню в Госдуме соберется пакет из шести законопроектов, регулирующих сбор, "разделку" и утилизацию отходов . Об этом вчера сообщил председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников на Второй Всероссийской конференции по проблемам формирования отходоперерабатывающей индустрии в России.

    Речь идет о законодательных инициативах по решению проблемы "ничьих" свалок, переполненных полигонов и прочей неучтенной собственности, которая "накопилась" в "мусорной сфере", развитии честной конкуренции, формировании рынков сбыта вторичных ресурсов, стимулов для инвестиций и внедрения новых мусороперерабатывающих технологий.

    Оплатить их развитие предлагают в том числе и из карманов основных "поставщиков" мусора - предприятий и населения. Только жители Санкт-Петербурга ежегодно "наедают и производят" примерно 2-3 миллиона тонн твердых бытовых отходов и 5 миллионов тонн промышленных.

    Как сообщил "РГ" член Комитета Госдумы по собственности Алексей Плахотников, сегодня депутаты рассматривают установления прямой обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, членов дачных и гаражно-строительных кооперативов по организации за свой счет сбора и вывоза отходов. За неисполнение закона предполагаются ощутимые штрафы. Кроме того, по его словам, необходимо прописать в законе и ответственность граждан за сортировку мусора. В странах Европы сегодня за раздельный сбор твердых бытовых отходов она предусмотрена. К тому же в Европе строятся специальные сортировочные предприятия, на которых такие отходы разделяются на фракции. По такому пути может пойти и Россия. Но пока на всю страну 39 таких заводов. А надо в десять раз больше.

    Конкретизируя законодательные инициативы, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Николай Чуркин, заявил, что России, наконец, пора по примеру других стран ввести финансовое обеспечение утилизации продукции ее производителями и импортерами. По расчетам сенатора, это обеспечит ежегодный денежный поток от 30 до 80 миллиардов рублей.

    В Евросоюзе, в частности, действует норма, по которой производитель компенсирует "сборщику" своих отходов установленную Комиссией ЕС сумму. Ее разброс широк и зависит от сложности переработки изделий. К примеру, в себестоимости каждой автомобильной шины дополнительно заложены еще 5 процентов на ее утилизацию. В среднем это от 4 до 10 евро. Если переработчики утиля эффективно работают, то размер таких компенсаций в себестоимости товаров снижается. В России такого механизма пока нет. Однако покупая импортные товары - те же шины, холодильники, автомобили, в конечную стоимость которых входит утилизационная составляющая, - россияне фактически переплачивают за товар. Но компенсаций в виде "здорового" уничтожения отработавших свой век товаров не получают. Зато стихийные свалки растут, муниципалитеты за счет налогоплательщиков их ликвидируют. Но они возникают снова и снова.

    Между тем вопрос о финансовой ответственности производителей и импортеров за утилизацию в России то и дело возникает в течение нескольких лет. И, как надеются парламентарии, сдвинется с мертвой точки уже в этом году. Правда, для этого необходимо определиться с вариантами ее введения. Многие участники совещания считают, что частный бизнес имеет условия и мощности для того, чтобы не только утилизировать, но и перерабатывать разнообразные отходы. Но производственные мощности частников загружены лишь на треть. "Как только в России законодательно будет введена обязательная финансовая ответственность за утилизацию, а вместе с ней появится финансовый ресурс, мощности утроятся, причем без дополнительных капвложений", - уверяют частники. По их словам, целевой утилизационный (экологический) фонд может быть создан по аналогии с дорожным фондом, но управляться - "коллегиально": как производителями товаров, так и переработчиками. Что касается покупателей, то им, по мнению участников дискуссии, беспокоиться не о чем. Включение в себестоимость автомобилей, шин, лампочек или пивных бутылок утилизационной наценки на конечной стоимости товаров скажется незаметно, зато простимулирует возрождение в России забытой со времен СССР системы по сдаче вторсырья. "Людям еще и приплатят, если они будут сдавать отходы собственного потребления", - заметил один из утилизаторов.

    Поделиться