17.04.2011 23:53
    Поделиться

    ФМС планирует отменить РВП и квоты на иностранную рабочую силу

    Глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский предлагает отказаться от квотирования иностранной рабочей силы, а также от разрешения на временное проживание, которое сегодня является ступенькой к получению вида на жительство.

    Столь революционные заявления директор ФМС сделал на заседании экспертного совета в Высшей школе экономики, который должен разработать концепцию государственной миграционной политики.

    По мнению Ромодановского, институт РВП (разрешение на временное проживание) себя изжил, у нас достаточно механизмов, кроме РВП, для тех, кто не хочет оседать в России, кто приехал на один-два года заработать. Для тех же иностранцев, которые приезжают к нам с серьезными намерениями, система получения гражданства слишком громоздка и не лишена субъективности, а значит, возможности для коррупции. По словам Ромодановского, сейчас, чтобы пройти все этапы получения российского гражданства, уходит восемь лет, при этом трижды нужно собирать одни и те же документы.

    Учитывая сложнейшую демографическую ситуацию в стране, резкое уменьшение населения в трудоспособном возрасте, лишние препятствия для желающих переселиться в Россию и стать ее полноправными гражданами нельзя считать разумными. Согласно прогнозу Росстата, начиная с 2016 года экономически активное население у нас начнет колоссально сокращаться, достигнув критического минимума к 2026 году.

    К 2030 году ожидается относительная стабилизация общей численности населения страны на уровне 139 миллионов человек. При этом сокращение трудоспособного населения в этот период превысит 11 миллионов. Все это означает, что без миграции, а точнее иммиграции, нам никак не обойтись.

    С точки зрения разработчиков концепции (а это ФМС, ученые, общественность), новая государственная миграционная политика должна преследовать четыре основные цели: стабилизация и увеличение численности постоянного населения страны, обеспечение потребности экономики в рабочей силе, содействие модернизации, инновационному развитию и повышению конкурентоспособности отечественной экономики и обеспечение национальной безопасности и геополитических интересов страны. Из этого следует вывод, что мы будем приветствовать и тех иностранцев, которые готовы приехать к нам на постоянное место жительства, и тех, кто едет временно, на работу.

    Предполагается всяческое содействие переселению на ПМЖ квалифицированных специалистов и других работников, востребованных на российском рынке труда. Будут разработаны программы стимулирования миграции предпринимателей и инвесторов. Упрощены правила переселения в Россию с целью воссоединения семей. Госпрограмма содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, также будет расширяться и совершенствоваться. Вместе с отменой разрешения на временное проживание предполагается также упрощение процедур получения вида на жительство и натурализации.

    Произойдут серьезные изменения и в сфере трудовой миграции. Судя по всему, вопрос отмены квот действительно назрел. "Это вопрос дискуссионный, - сказал Константин Ромодановский. - Но у мнения о том, что нужно отменить квотирование, больше сторонников, чем у того, что не нужно отменять". Эксперты также поддержали идею разработки дифференцированных механизмов привлечения иностранной рабочей силы. Естественно, лучшие условия будут предлагаться высококвалифицированным специалистам, а также иностранным студентам, обучающимся в российских вузах. Вообще на студентов делается очень серьезная ставка с той целью, чтобы лучшие из них оставались в нашей стране. А вот для работников без определенной квалификации вряд ли будут широко открыты двери. Впрочем, если они сдадут экзамены по русскому языку и истории России, если будут готовы повышать свой квалификационный уровень, то им путь в Россию тоже не заказан.

    Ученые Высшей школы экономики проанализировали, какие страны могут стать в ближайшие годы донорами рабочей силы. Картина получилась достаточно неожиданная. По их мнению, на Украину и Молдавию больше рассчитывать не приходится. Эти страны сейчас ориентированы на Европу. Миграционный потенциал Средней Азии тоже ограничен: к 2020 году из Узбекистана мы можем получить максимум 4 миллиона человек, из Таджикистана - 1,6 миллиона, из Киргизии - 0,8 миллиона. При этом потребность рынка труда в иностранной рабочей силе к 2020 году в зависимости от темпов роста производительности труда составит от 10 до 20 миллионов человек. Где их брать? Эксперты ВШЭ считают, что реальный трудовой потенциал для нас - это Афганистан, Индия и, возможно, Бангладеш.

    Поделиться