Минэкономразвития России совместно с ведущими российскими бизнес-ассоциациями - ТПП, РСПП, "Деловая Россия", "ОПОРА России" - запускают проект по исследованию конкурентной среды и делового климата в регионах России. Этот проект основан на методике, разработанной департаментом развития конкуренции министерства. Мы встретились с руководителем департамента Александром Пироженко, чтобы выяснить, каких результатов ждут от исследования и способно ли рейтингование регионов реально повлиять на конкурентную среду.
- Когда можно ждать результатов рейтинга?
- В этом году мы работаем над подготовкой рейтинга регионов по степени интенсивности конкуренции. Это непростая задача, так как "конкуренция" - это не просто некое абстрактное понятие, не фетиш и не мантра. Конкуренции самой по себе не бывает. Есть конкретная ситуация на рынке телекоммуникаций, ЖКХ, здравоохранения и т.д.
Поэтому в основу нашей методики оценки конкуренции в регионах лег опрос предпринимателей и экспертов, то, как сами участники процесса оценивают интенсивность конкуренции на своем рынке. Разработка методики велась почти год. За это время были организованы ее публичные обсуждения, привлечен широкий круг экспертов в области экономики, конкуренции и экономической социологии.
Первые результаты рейтинга мы должны получить уже в мае. Такие исследования в регионах будут проводиться регулярно.
- В этом году бизнес-климат оценят и по методике Всемирного банка. Что будет оцениваться?
- Да, это еще одно направление нашей работы по изучению бизнес-климата в регионах. Уже к концу года мы планируем получить результаты углубленного изучения условий ведения бизнеса в 30 российских регионах. Это первое такое масштабное исследование в регионах, проведенное по международной методологии. Работа финансируется из федерального и региональных бюджетов. Исследование будет проведено по четырем показателям: "создание компании", "получение разрешений на строительство", "регистрация собственности", "подключение к электрическим сетям". По всем показателям оцениваются издержки на оформление необходимых документов и количество дней для прохождения процедур. В итоге мы должны выяснить, в каком регионе бизнесмену обойдется дешевле и быстрее выполнить задуманное.
Всемирный банк в 2009 году проводил подобное исследование по простоте ведения предпринимательской деятельности. Тогда было охвачено 10 российских городов: Казань, Тверь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Томск, Иркутск, Пермь, Санкт-Петербург, Воронеж, Москва. В результате оказалось, что по условиям ведения бизнеса Москва - на последнем месте. Проще всего предприниматели себя чувствовали в Казани.
Второй раунд планирует охватить до 30 субъектов РФ. Среди них - Кемеровская, Волгоградская, Свердловская, Калининградская, Мурманская, Новосибирская, Омская, Самарская, Ульяновская, Ярославская, Ростовская, Калужская, Томская, Воронежская области, Ставропольский, Хабаровский, Пермский, Приморский края, Республики Саха (Якутия), Татарстан, Карелия, Мордовия и др.
Надеюсь, что рейтинг, который мы подготовим совместно со Всемирным банком, поднимет репутацию российских регионов на международном рынке. Благодаря этому исследованию появится возможность сравнить бизнес-климат в субъектах России с другими странами. На самом деле страна у нас большая и ситуация в регионах разная, но подобные исследования, я думаю, стимулируют конкуренцию уже между регионами, обмен опытом и лучшими практиками.
По результатам исследования будет составлен рейтинг субъектов Российской Федерации и подготовлены рекомендации по улучшению предпринимательского климата в каждом регионе-участнике.
Параллельно будет проведено еще одно исследование: по методике BEEPS (Business Environment and Enterprise Performance Survey - обследование деловой среды и результатов деятельности предприятий), которое также охватит 30 регионов. По этому проекту пока ведутся переговоры, он будет финансироваться Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). В результате получим рейтинг, основанный на оценках самих предпринимателей.
Мы рассчитываем проводить ежегодные исследования по всем трем методикам. Это необходимо для стимулирования регионов по улучшению делового климата на своей территории. А для этого им важно видеть, на каком уровне по ведению бизнеса они находятся относительно других субъектов РФ.
- Лучшие регионы, занявшие первые места в рейтинге, будут как-то поощряться?
- Да. В настоящий момент решается вопрос о том, что субъектам, достигшим лучших результатов в создании благоприятной бизнес-среды, будет выделено финансирование из специального фонда по поддержке инвестиционного климата. При распределении средств из этого фонда будут учитываться и достижения регионов по всем нашим рейтингам.
- А что с региональными программами по развитию конкуренции. Они работают?
- К сожалению, мы так и не дождались от большинства регионов активности в разработке региональных программ и не удовлетворены работой субъектов РФ по улучшению конкуренции на территориях. Программы составляются формально. Отчеты, которые направляются в наше министерство, составляются для галочки - лишь бы отвязались. Складывается впечатление, что власти на местах слабо представляют, какие меры необходимы для развития конкуренции на их территории. Свежий пример: на въезде в одну из областей установили кордон, где проверяется качество завозимой продукции. Такого допускать нельзя, если только это не делается для соблюдения карантинного режима.
- А как же поддержка местного производителя?
- Никто не запрещает поддерживать своих. Можно, например, вести у себя пропаганду, агитировать: "Покупайте только местное!" Но подобная поддержка недопустима путем выстраивания барьеров для других.