РПЦ: Традиция посещать на Пасху могилы близких не является христианским обычаем

В Русской православной церкви в очередной раз напомнили, что традиция посещать на Пасху могилы близких не самая лучшая форма ее празднования и не является таким уж  христианским обычаем.

Хотя сложился он еще в дореволюционной России и, по словам известного священника Дмитрия Смирнова, был связан с тем, что, отправляясь праздновать пасху в храмы больших сел, жители маленьких деревень, отстояв ночную службу, заходили на могилки к своим близким, которых хоронили в основном при церквях и разговлялись принесенным с собою куличем, оставляли на могилке крашеные яйца. Чтобы не приезжать потом на могилку отдельно.

Однако дореволюционные крестьяне, грамотная часть которых читала такие серьезные книги как "Лествицу" и "Поучения аввы Дорофея",  были большие доки в делах и обычаях веры. И чаще всего они как раз посещали кладбища в специальный день поминовения своих усопших близких после Пасхи  - на Радоницу. Радоница всегда празднуется во второй вторник после Воскресения Христова и в народе ее иногда называют Пасхой для усопших.

В глубоко верующей и особо благочестивой среде вам и сегодня постараются отсоветовать посещать кладбище на Пасху, сказав, например, что, по преданию, в этот день наши почившие близкие проводят с Богом, и мы их отвлекаем от этой несказанной радости.

Протоиерей Димитрий Смирнов, выступая в эфире телеканала "Спас", также подчеркнул, что собственно христианских корней у традиции пасхальных посещений кладбища нет.

- Этот обычай возник из практических соображений,  но сейчас потерял всякий смысл, - сказал отец Димитрий, добавив, что, хотя "дороги остались такими же, как были тогда", но в распоряжении современного человека есть автомобили, автобусы, электрички, да и в деревнях живет гораздо меньше народу, чем прежде.

В то же время он подчеркнул, что в посещении кладбища на Пасху нет и никакого греха.

Этот обычай у некоторых священников вызывает большее недоумение, другие же более снисходительны к нему, и унифицировать это отношение не обязательно.

Но, уж, точно никто не усматривает в нем языческих  корней. Ни в коей мере желание заглянуть на могилку к близкому не является свидетельством, что ты невольный приверженец языческого культа умерших предков.

- Сама постановка вопроса о языческих корнях тех или иных обычаев, не точная, - разъяснил РГ настоятель храма святителя Николая в селе Черкизово протоиерей Владимир Петровский. - Все те моменты, что в древние времена приходили в жизнь Церкви из  язычества, она не "принимала" и не "терпела", она их преобразовывала.

Неискушенные и не знающие жизни Церкви люди часто по своему произволу легко выдумывают якобы существующие внутри нее языческие обычаи.

- Например, многим кажется не таким уж каноничным приношение продуктов на канун.  Но в ектенье (молитве во время церковной службы) есть прошение  "о плодоносящих и доброделающих".  В первые века христианства люди приносили на канун муку и вино для совершения Евхаристии, а потом установился обычай приносить другие продукты на канун, оставлять их там для общей трапезы, для помощи бедным. Это утвердилось как благочестивый обычай, стало традицией.

Но искать во всем не строго каноническом язычество, по словам отца Владимира, смешно: "Ничего языческого в Церкви нет". Его традиции либо отвергнуты, либо преобразованы и наполнены иным смыслом и содержанием.