Европейский союз открыто признает, что потребление газа и нефти будет расти, а основным поставщиком, как и прежде, будет выступать Россия. Об этом заявил исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии ООН Ян Кубиш на заседании "круглого стола" "Новая энергетическая стратегия ЕС: последствия для России" в рамках Московского международного энергетического форума "ТЭК России в XXI веке". Также он отметил, что потребление газа и его поставки из России - это тренд, который присутствует и будет присутствовать в планах ЕС до 2030-2050 годов.
"Последствия трагических событий в Японии приведут к тому, что Европа станет еще более зависимой от поставок энергоресурсов, в том числе от поставок газа из России. К тому же неизбежно вырастут цены на энергоносители", - заявил Ян Кубиш.
В связи с этим участники "круглого стола" отметили, что Россию и ЕС ждет период острых дискуссий, связанных с вопросами сотрудничества в области энергетики и поставок энергоресурсов, в частности, касающихся долгосрочных контрактов на поставку энергоносителей.
"Со стороны государств Европейского союза надежным механизмом с точки зрения права считается энергетическая хартия, - говорит Ян Кубиш. - Но у России есть достаточно вопросов насчет ее работы. Например, это касается транзитного протокола. Россия поставила вопрос о модернизации энергетической хартии и о новом правовом базисе отношений между ЕС и Россией. Евросоюз также заинтересован в модернизации энергетической хартии для того, чтобы она являлась и впредь тем правовым инструментом, который будет регулировать отношения поставщика, потребителя и транзитера".
Опубликованная 10 ноября 2010 года энергетическая стратегия ЕС пока не является официальным документом Евросоюза, но, по мнению участников "круглого стола", выражает позицию ЕС в отношении долгосрочных перспектив развития энергетики региона.
С одной стороны, в стратегии провозглашается курс на построение конкурентного рынка, с другой стороны, по мнению экспертов, в ЕС создаются преференции для отдельных энергоносителей и инфраструктурных проектов.
"За последние два года в рамках программы восстановления европейской энергетики на приоритетные инфраструктурные проекты ЕС потратил около четырех миллиардов евро, - отмечает заведующий сектором юридического департамента "Газпрома" Иван Гудков. - Из этого следует, что те проекты и энергоносители, которые лишены такого рода поддержки, оказываются в существенно худшем положении, даже если они экономически эффективны. Поэтому важно, чтобы в ходе строительства единого энергетического рынка ЕС соблюдались предусмотренные международным торговым правом стандарты недискриминации и разные энергоносители и инфраструктурные проекты находились в истинно конкурентной среде".
Европейская комиссия традиционно исходит из того, что энергетическое сотрудничество с "третьими" странами должно быть основано на нормах европейского законодательства. Эксперты "круглого стола" с таким подходом не согласны, т.к. считают, что подобная позиция приемлема только для выстраивания отношений с теми странами, которые стремятся интегрироваться в единый европейский энергетический рынок через вступление в ЕС или через участие в энергетическом сообществе.
К тому же, по мнению юристов, желание комиссии привести действующее двустороннее соглашение между государствами - членами ЕС и "третьими" странами в соответствие с европейским законодательством вступает в противоречие с международным публичным правом. Исходя из его принципов, договоры должны соблюдаться вне зависимости от того, соответствуют ли они внутреннему законодательству заключивших договоры государств или нет.
"Важно, чтобы энергетические отношения между ЕС и "третьими" странами выстраивались по принципу дороги с двусторонним движением, чтобы правила формулировались на основе сотрудничества, а не рецепции, - считает Иван Гудков. - При этом в рамках данного процесса требуется четко разграничить те вопросы, по которым "третьим" странам следует договариваться с ЕС в целом, и те вопросы, по которым следует договариваться с отдельными государствами - членами ЕС".
По мнению заместителя генерального директора по науке "ГУ ИЭС" Алексея Громова, ключевая проблема в плане газовых поставок в Европу - это не объемы поставок, не прогнозирование этих объемов, а именно система поставок газа в этот регион.
"Европа настроена на изменение этой системы, на переход от долгосрочных контрактов к спотовым ценам, - уверен Алексей Громов. - Россия отстаивает удобную для РФ систему долгосрочных контрактов, позволяющую вести более предсказуемую инвестиционную политику в газовой сфере".
Вместе с тем участники "круглого стола" считают, что у России и ЕС есть перспективы для партнерства. В секторе энергоэффективности, энергосбережения, развития возобновляемых источников энергии и инноваций в энергетике Россия и ЕС крайне заинтересованы друг в друге. Россия нуждается в инновационном обновлении энергетики через энергоэффективные решения и инновационные технологии, которые может дать Европа. А Евросоюз, со своей стороны, заинтересован в России как в одном из крупнейших мировых рынков для этих технологий.
Участники "круглого стола" считают, что европейская энергетическая стратегия показывает готовность ЕС к переходу от рынка сырья к рынку услуг и технологий. Будущее не за простой передачей сырья из точки А в точку Б, а за передачей технологических и организационных решений.
В 2011 году планируется разработать "Дорожную карту" энергетики ЕС до 2050 года. "Россия может вмешаться в этот процесс, и уже идут разговоры о создании Российско-европейской дорожной карты, о создании энергетического сотрудничества до 2050 года. Именно в этой зоне мы можем построить будущее", - уверен Алексей Громов.