18.04.2011 23:46
    Поделиться

    Максим Иванов: России необходим закон об индустриальных парках

    Только за прошедший год, по расчетам "Эрнст энд Янг", количество индустриальных парков (ИП) в России увеличилось на 15% и превысило две сотни. Правительство поручило минэкономразвития и Ассоциации индустриальных парков разработать программу поддержки ИП. Проект документа готов и разослан кабинетом в министерства и ведомства на согласование. По просьбе "РБГ" о программе рассказывает председатель правления Ассоциации индустриальных парков России Максим Иванов.

    - Что конкретно предлагает программа?

    - Предусмотрен довольно широкий набор инструментов и рычагов административного, финансового и налогового характера. Предложено разработать закон об индустриальных парках, который бы выделил их создание и функционирование в отдельную категорию деятельности. С этой целью должно быть создано специальное административно-правовое поле по регулированию возникающих вопросов. А начать, по нашему мнению, следует с терминологии, пос кольку сегодня она только формируется. До последнего времени под термином "индустриальный парк" у нас нередко понимали и "промышленную зону", и "промышленный округ", и даже "технопарк".

    Нужен закон об индустриальных парках, который бы выделил их создание и функционирование в отдельную категорию деятельности

    - В программе прописана четкая дефиниция?

    - Могу сказать, что ассоциация для себя выработала такое определение. Все должны однозначно понимать, что такое управляющая компания индустриального парка, кто является резидентом ИП, включает ли в себя индустриальный парк логистическую составляющую или это самостоятельное обслуживающее подразделение. Пока тут "разброд и шатания". Поэтому закон, если он будет принят, должен ясно растолковать все эти моменты.

    - Чуть ли не дежурный элемент любой господдержки - финансовые льготы.

    - Принципиальным является то, что мы не просим прямых бюджетных вливаний. Многие проекты начинались и будут начинаться в будущем в чистом поле. Подключение к коммуникациям - особенно у нас в России - обходится очень недешево. Мы предлагаем в одних случаях освободить индустриальные парки от платы за подключение к сетям, в других существенно снизить ее. Кредит в России в ближайшее время тоже вряд ли подешевеет. Создание инфраструктуры ИП - дело дорогостоящее, нужны серьезные капитальные вложения инвестора, не важно, частного или государственного. И если они производятся с привлечением заемного финансирования, то процентная ставка должна быть подъемной, а стало быть, гарантированно субсидироваться.

    Надеемся, принесет большую пользу и такой маневр. Мы предлагаем выделять целевые субсидии для развития инфраструктуры индустриального парка пропорционально собираемым в нем налогам. То есть что происходит? Резиденты платят налоги, и до 10% от этой суммы пойдет на развитие инфраструктурных проектов. На наш взгляд, это заставит эффективнее работать механизм стимулирования: чем больше резидентов, тем больше они платят налогов, тем большая помощь поступит от государства на развитие парка.

    - Подразумевается ли появление некоей федеральной структуры по управлению сетью индустриальных парков? Или в ней нет необходимости?

    - Сейчас в России три основных вида ИП. Первые создаются регионами, которые чаще всего и учреждают специальную организацию - корпорацию развития. Именно она оформляет и получает землю для строительства парка. Второй тип - частные индустриальные парки. Их немного, 10-15%, их площадь обычно невелика - от 100 до 300 га, но почти все они очень эффективны, и надсмотрщик по большому счету тут не очень нужен. Третья категория - это особые экономические зоны промышленно-производственного типа, они управляются ОАО "ОЭЗ". По сути дела это оператор нескольких индустриальных парков на федеральном уровне. С точки зрения координации всего процесса создания в стране сети ИП, выработки наилучших практик, распространения опыта такая структура была бы небесполезной. Что касается ассоциации, то она способна решать и решает многие вопросы, но будучи создана в форме некоммерческого партнерства, в своих возможностях она все же ограничена. Если бы в России было фокусное агентство, ориентированное на развитие индустриальных проектов, дело шло бы лучше.

    - Сегодня в стране официально насчитывается свыше двухсот индустриальных парков, а реально работает чуть больше 50. Что происходит с остальными?

    - Давайте посмотрим, что такое эти 220 парков? В эту цифру входят и те объекты, о которых лишь только заявлено, они по существу в пеленках. Но есть и парки, где предприятия дают продукцию не один год, где платятся в местные бюджеты весомые налоги. Ассоциация работает с теми индустриальными парками, которые находятся в состоянии наивысшей готовности для приема инвесторов. Для нас это первооснова, поскольку одна из основных наших задач - содействие максимально быстрому прив лечению инвестиций. Сегодня в России полноценно функционируют 25-30 парков и в состоянии высокой готовности еще примерно 25. По нашим прогнозам, из 200 с лишним индустриальных парков четверть очень скоро выйдет на стадию реальных переговоров с инвесторами.

    Эффективные индустриальные парки не вырастают сами по себе, как грибы после дождя. И если мы говорим, что из 200 парков минимальным требованиям отвечают три десятка, то становится понятно: инициатива инициативой, а система не очень работает и надо что-то менять, чтобы поставленная задача решалась не в порядке исключения.

    Поделиться