Депутаты Заксобрания Свердловской области одобрили снижение ставок транспортного налога. Однако, в отличие от других регионов округа, здесь не спешат обнулить налоговое бремя автомобилистов.
Напомним, еще в прошлом году Дмитрий Медведев подписал закон, вдвое снизивший базовые ставки транспортного налога и предоставивший субъектам Федерации право обнулять сборы за наиболее экологичный транспорт (таковым признали автомобили мощностью до 150 л.с.). Компенсировать выпадающие доходы региональных бюджетов предполагается за счет планового повышения акциза на бензин - каждый год по рублю до 2013 года, причем 80% доходов от повышения ставок останутся в региональных бюджетах. Предполагалось, что таким образом автомобилисты перестанут платить дважды, и большая нагрузка справедливо ляжет на плечи наиболее "мобильных": больше ездишь - больше платишь.
В Уральском федеральном округе первой воспользовалась "транспортным" правом Тюменская область. Региональный парламент еще в конце прошлого года принял закон, освободивший от транспортного налога физлиц - владельцев тех самых экологичных, до 150 л.с., автомобилей, а также физлиц - владельцев мотоциклов и мотороллеров. При этом, по официальным данным, потери облбюджета от выпадающих налоговых поступлений в 2011 году составят 162,677 миллиона рублей. По мнению Михаила Таранова, первого заместителя директора областного департамента финансов, индексация акцизов на нефтепродукты компенсирует их только в том случае, если подорожание топлива не заставит автомобилистов экономить на поездках.
Разработанный правительством Ямало-Ненецкого автономного округа законопроект также обнуляет налог для владельцев автомобилей мощностью до 150 л.с. К этой категории относятся 90 процентов автомобилей в округе, и под льготу попадают более 100 тысяч автовладельцев.
Этим же путем - обнулением налога - пошли и в ХМАО - Югре. По словам первого замес тителя департамента экономического развития ХМАО-Югры Василия Дудниченко, окружной бюджет все равно останется в плюсе - сборы по акцизам примерно на 500 миллионов рублей превысят выпадающие доходы. Обнуление ставки сократит поступления в 2012 году на 631,7 миллиона рублей, а поступления от акцизов вырастут на 1,1 миллиарда.
- Нам на Югру равняться не надо, - заявляет Владимир Терешков, председатель бюджетного комитета Свердловской обл думы. - У них бюджет другой, они могут себе позволить баловство с обнулением.
По его словам, транспортный налог приносит облбюджету около 1,5 млрд рублей, регион располагает самой широкой на Урале базой налогообложения. Поэтому в Свердловской области выбрали механизм поэтапного снижения налога на автомобили до 150 "лошадей": в 2011 году - на 40 процентов, в 2012-м и в 2013-м - на 30 процентов по отношению к ставкам предыдущего года. В результате за три года налог уменьшится на две трети, однако в предыдущие годы власти настолько активно повышали региональную ставку, что она так и останется выше базовой федеральной (2,5 рубля за л.с. для автомобилей до 100 л.с. и 3,5 рубля - до 150 л.с.). Последнему повышению не исполнилось еще и полугода: за автомобили "до сотни" ставка составляет 15,7 рубля за каждую силу, от 100 до 150 - 31,9 рубля. Через три года ставки понизятся до 4,59 и 9,38 рубля соответственно - и превысят базовые показатели в два и в три раза. Законопроект уже прошел два чтения.
В двух уральских регионах - Курганской и Челябинской областях - оставили ставки транспортного налога вообще без изменений. Челябинские автолюбители обеспечивают облбюджету сопоставимые со свердловчанами доходы - свыше 1,4 млрд рублей в 2010 году, и сейчас власти Южного Урала оценивают возможности замещения налога акцизными сборами.
В Зауралье этот вопрос пока не стоит на повестке дня. Общая сумма налога в 2011 году должна составить 400 млн рублей, собираемость его сегодня - до 90%.
- Ставка транспортного налога в Курганской области принята максимальная, еще больше нагружать налогоплательщиков мы не можем, - пояснил курганский губернатор Олег Богомолов. - У нас нет других источников формирования фонда, средства из которого пойдут на ремонт дорог.
Однако безусловным чемпионам по части ставки транспортного налога все же остается Средний Урал, где власти по максимуму "нагрузили" автомобилистов.