Минфин подготовил документ, который введет новые правила учета НДС в части применения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи.
Само право выставлять и составлять счета-фактуры в электронном виде было узаконено поправками в п. 1 ст. 169 Налогового кодекса РФ, внесенными федеральным законом N 229-ФЗ от 27.07.2010. Однако для того, чтобы этим правом воспользоваться на практике, необходимо было принятие минфином правил, регулирующих обращение таких электронных документов. А кроме того, ФНС России должна была утвердить форматы счета-фактуры, а также журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде. Надо отметить, что налоговые инспекторы были гораздо оперативнее своего руководящего ведомства. Формат необходимых учетных и первичных документов был разработан и утвержден еще в 2008 году. В рамках мероприятий по внедрению системы электронного документооборота счетов-фактур был даже проведен пилотный проект по созданию системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде, еще в период с января по июнь 2009 года. При этом налоговые инспекторы в ходе пилотного проекта принципиальных недостатков предложенной технологии, при которой электронные документы передаются через оператора электронного документооборота счетов-фактур и подписываются электронной цифровой подписью, не обнаружили.
Порядок, который утверждается рассматриваемым Приказом, устанавливает процедуры взаимодействия участников электронного документооборота в рамках выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи в соответствии со ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации. Этот порядок смогут применять все продавцы и покупатели, а также комиссионеры и агенты, действующие в интересах принципала. Для обмена такими электронными счетами-фактурами будут использовать одну или несколько специальных организаций, обеспечивающих обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота. Такие организации названы Операторами электронного документооборота.
При этом установлено в Порядке, что обмен электронными счетами-фактурами возможен только при взаимном согласии на то сторон сделки, а также при наличии у них совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур. В отношении заверения таких электронных документов должна применяться криптографическая защита, которая не только позволяла бы идентифицировать владельца сертификата ключа подписи и установить отсутствие искажения информации, но и совместимая со средствами криптографической защиты информации, применяемыми в Федеральной налоговой службе. Это позволяет обмениваться счетами-фактурами как в зашифрованном, так и незашифрованном виде, главное, чтобы такие документы содержали код электронной цифровой подписи.
В Порядке определены даты выставления и получения счетов-фактур - это соответственно даты поступления Оператору электронного документооборота либо направления им документа адресату. Подтверждение фактов получения и выставления электронных счетов-фактур, таким образом целиком относится к компетенции Операторов, через них производится и уточнение выставленных счетов-фактур. При этом Оператор обязан пересылать полученные от продавцов счета-фактуры покупателям не позднее следующего дня.
В Проекте нет информации о том, как будут создаваться и сертифицироваться Операторы, об этом остается только догадываться. Возможно, что эти функции будут переданы уже имеющимся удостоверяющим центрам и компаниям, осуществляющим обмен налоговой отчетностью и другими данными с налоговыми органами. А возможно, что такие организации будут присоединяться к банковским структурам - и порядок обращения электронных счетов-фактур, и их передача по процедуре во многом очень похожи на обмен электронными платежными поручениями при расчетах юридических лиц. К тому же в таком варианте можно было бы удостоверять и факт безналичной оплаты по данному счету-фактуре. Но для наличных расчетов и взаимозачетных операций понадобятся и другие Операторы.
Наконец, самое простое - такими Операторами могли бы быть специализированные центры при налоговых инспекциях, это существенно упростило бы контроль вычетов по НДС, да и саму организацию (открытие) таких структур для электронного документооборота.
Но окончательное введение электронного документооборота в этой сфере состоится только после принятия четких правовых норм в отношении конкретного программного обеспечения, отвечающего всем требованиям налогового законодательства, интеграции этого программного продукта в общую систему обмена информацией между налогоплательщиками и налоговыми органами. А также необходимо будет согласовывать с контрагентами возможности такого документооборота и внесения изменений в договоры между ними, обучать персонал компаний и налоговых органов пользованию такой системой.
С 25 марта проекты Приказа и Порядка опубликованы на сайте минфина для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. По проекту Приказа, утверждающего этот Порядок, он вступит в законную силу (то есть станет обязательным для применения) с момента опубликования.
Дмитрий Липатов, партнер юридической компании "Налоговик"