В Риме не на шутку рассердились на Париж. Дело дошло до того, что итальянский министр иностранных дел Франко Фраттини назвал поведение французов "недружественным".
Глава МИДа отдал распоряжение своему послу в Париже выразить "твердый протест" в связи с событиями на франко-итальянской границе.
Так что же произошло? Французские власти почти на сутки остановили железнодорожное сообщение между итальянским городом Вентимилья и французским Ментоном. Официальным обоснованием тому, как уточняют в Париже, стала необходимость "обеспечить меры безопасности" в связи с акцией протеста "Поезда достоинства", запланированной левацкими организациями разного толка.
Если конкретно, то речь шла о намерении группы итальянских леваков-активистов проверить на прочность пограничный контроль, который французы ужесточили из-за возможного наплыва африканских беженцев. С тем чтобы провокация удалась, планировалось взять в поездку несколько десятков тунисцев. Однако ни один пассажирский экспресс так и не пересек границу.
В том, что французы пошли на временное, но вполне реальное закрытие общей границы, итальянцы видят, как указывается в коммюнике итальянского МИДа, "нарушение основополагающих принципов Евросоюза". И, в первую очередь, права на свободное перемещение в Шенгенском пространстве.
Суть же конфликта заключается в том, что итальянцы в эти дни начали в массовом порядке выдавать временный вид на жительство нелегальным иммигрантам, которые начиная с февраля переправляются с южного берега Средиземноморья на северный, прежде всего в Италию. В результате только тунисцев на Апеннинах оказалось свыше 20 тысяч человек.
Рим обратился за помощью к коллегам по Евросоюзу, но те дали понять: Италия должна сама разбираться со своими проблемами. В отместку итальянцы решили легализовать беженцев. Как в этой связи заявил депутат от правой "Лиги Севера" Маттео Сальвини, "чем раньше нелегалы получат бумаги, тем быстрее мы от них избавимся". Дело в том, что почти никто из тунисцев, а они все франкофоны, в Италии оставаться не намерен. Их цель - перебраться во Францию, где тунисская община насчитывает 600 тысяч человек. Теперь, когда эти беженцы имеют на руках официальные документы, позволяющие пересекать внутренние границы ЕС, они наверняка так и поступят.
Правда, французские власти постараются сделать все, чтобы этого не произошло. Ведь помимо итальянского вида на жительства иммигранты должны доказать, что располагают достаточными средствами. Вопросы, поднятые пограничным инцидентом между Римом и Парижем, скорее всего, станут главной темой франко-итальянской встречи в верхах, которая намечена на 26 апреля.