Впервые в нашей стране возбуждено уголовное дело за продажу информации об умерших гражданах.
Свердловское подразделение Следственного комитета занялось оперативным дежурным отдела милиции, который продавал информацию о смерти граждан на своей территории.
Недобросовестная конкуренция стала неотъемлемым признаком перенасыщенного рынка похоронных услуг. В качестве конкурентного средства используются даже разбои. Недавно в Екатеринбурге задержаны участники организованной преступной группировки - работники ритуальной фирмы "Мемори", которые крушили конкурентам автомобили, похищали их личные вещи и деньги.
В городе доходит до того, что сотрудники ритуальных служб приезжают на дом сразу же вслед за "скорой". Так, Анне Головиной предложили "весь спектр услуг для похорон"... еще живой родственницы.
- "Скорая" приехала к моей 85-летней бабушке - ветерану войны, определили скачок давления. Как только врачи уехали, пришел работник с похоронными услугами - дал буклет и предложил увезти бабушку. Хотя она еще жива! - возмущается Анна.
Главврач "скорой" Игорь Пушкарев сообщил о том, что в год ему подается до 20 рапортов врачей о том, что ритуальные службы приезжают раньше "скорой".
Он предполагает, что ведется отслеживание радиоэфира. Покупка оперативной информации в отделении полиции, куда "скорая" обязана сообщать о факте смерти, не выглядит чем-то из ряда вон выходящим. Уголовное дело возбуждено по статье "Получение взятки".
По версии следствия, сотрудник дежурной части районного УВД Екатеринбурга за 15 тысяч рублей продал похоронному агентству информацию - по каким адресам зарегистрированы смерти.
- Он дал признательные показания и находится под подпиской о невыезде, - сообщил старший помощник руководителя СУ Александр Шульга. - Санкции статьи предусматривают наказание до пяти лет лишения свободы.
Сообщения о том, что похоронные агенты ломятся в двери, не дожидаясь смерти больного, приходят не только с Урала. Похоже, что безвозвратно ушли в прошлое времена, когда о смерти близких граждане узнавали, что называется, официально: по звонку из больницы или милиции. Теперь скорбную весть им чаще всего приносит шквал звонков из похоронных контор, наперебой предлагающих свои услуги.
Прибыль на "гробовых" огромна, поэтому конкуренция между ритуальными конторами ужесточается год от года. И в этой борьбе за умершего главным инструментом конкуренции становится сеть платных осведомителей, мгновенно сообщающих похоронной конторе личные данные умершего. Все знают, что в мегаполисе, чтобы добраться до дома потенциального клиента, похоронному агенту нужно время. И тут упреждающая информация о безнадежных больных, которые должны "отойти" с минуты на минуту, становится просто бесценной.
Один из бывших водителей "скорой помощи" рассказывал, как зарабатывал на жизнь. Пока его бригада на очередном выезде оценивала шансы больного - выживет или нет, водитель готовился звонить в похоронную контору. И если случай оказывался безнадежным, главным становился вопрос - сколько больному осталось жить. Позже в бригаду пришел новый фельдшер, который имел свои связи и звонил своим агентам. Водитель, заработки которого серьезно упали, уволился.
Известно, что основным источником информации о фактах смерти, а особенно упреждающей, становятся медики. За ними следуют реже сотрудники автоинспекции и милиции.
В одной из областных больниц после жалоб родных и двух скандалов попытались вычислить канал утечки информации о смерти пациентов. Удивительно, но из благородной затеи главного врача ничего не вышло. Пока хирург, у которого только что умер в операционной больной, докуривал сигарету, в местное похоронное бюро раздалось шесть звонков из больницы, причем с разных телефонов из пустых ночью кабинетов медиков. Звонивших не нашли.
Помимо "скорой", платными осведомителями ритуальных служб замечены диспетчера той же "скорой", сотрудники МЧС и МВД, врачи и медсестры обыкновенных больниц, домов престарелых и администраторы всех перечисленных организаций.
Приходится констатировать: похоронное дело давно перестало быть деликатной сферой. В нем, как в любой коммерции, идет жесткая конкурентная борьба. Можно привести немало примеров, как несколько похоронных бюро, получив сообщение о близкой кончине человека, одновременно приезжали и начинали выяснять, кому из них достанется этот клиент. Одним из самых показательных примеров был случай с женщиной из Тольятти, которая потеряла мужа. Гражданка всего-то позвонила по телефону на номера "02" и "03". И в ее двери первыми постучали четыре агента ритуальных служб. А следом за ними прибыли сотрудники "скорой" и милиции. На глазах у вдовы началось бурное обсуждение, кому достанется покойник. А женщина не могла понять, чего от нее хотят эти люди.
Ситуация с торговлей информацией о состоявшихся или будущих клиентах похоронных служб для большинства местных властей не является чем-то неожиданным. Как правило, подобные жалобы переправляются в милицию.
До недавнего времени конкретных мер по таким жалобам не предпринимали. Схема ответа была проста - это конфликт между похоронными коммерческими структурами в связи с конкуренцией на рынке предоставления ритуальных услуг. Фирмы оказывались юридически зарегистрированными в городе и вправе оказывать данные услуги.
В приватных беседах чиновники говорят, что изменить ситуацию невозможно - как это не цинично звучит, - покойный - это товар, который можно продать. Про мораль и чувства родных не говорит никто.
Попытки изменить ситуацию в торговле именами умерших были, но немного, и их все можно пересчитать на пальцах. Полтора года назад власти Москвы обратились в Госдуму с просьбой внести поправки в федеральные законы, регулирующие этот рынок, - ввести лицензирование и поправки в Уголовный кодекс, в которых говорилось в том числе и об уголовной ответственности за продажу информации о смерти. В феврале такой законопроект вносился, но был возвращен на доработку.